×
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Главная - Другое - Два лота закупки

Два лота закупки

Два лота закупки

Госзакупки: формирование лотов


220073, г.Минск, пер. 1-ый Загородный, д.20 Автор: Юлия Амельченя В настоящем материале будут рассмотрены следующие спорные вопросы, касающиеся формирования лотов в госзакупках: 1) для чего предмет закупки разделяют на отдельные лоты; 2) допустимо ли в рамках одной процедуры закупки приобретать неоднородные товары, не связанные друг с другом, если они выделены в отдельные лоты при закупке; 3) допустимо ли разделять на отдельные лоты однородные товары, например, формировать лоты по объему закупки; 4) как заключается договор с участниками, победившими в закупках по нескольким лотам, а также каковы особенности участия в таких закупках; 5) вправе ли участник принимать участие в закупке только по одному из лотов. Закон N 419-З содержит правила, которые необходимо соблюдать при проведении процедур госзакупок. В частности, для каждой конкретной процедуры госзакупки используется категория «предмет госзакупки», в отношении которого заказчиком устанавливаются потребительские, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели (характеристики).

По общему правилу предмет госзакупки составляют однородные товары (работы, услуги), определяемые как товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду ОКРБ 007-2012 <*>.

Вывод об однородности товаров (работ, услуг) в предмете госзакупки следует из нормы абз.

2 ч. 1 п. 3 ст. 21 Закона N 419-З. Иными словами, по общему правилу в процедуре госзакупки приобретаются товары (работы, услуги) по позициям годового плана госзакупок, который также основан на включении в него товаров (работ, услуг) по принципу их однородности <*>. Одновременно Закон N 419-З допускает, что предмет госзакупки, его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам) в целях подачи предложений участниками на любую из таких частей (лотов) <*>.

Из этого правила следует четыре важных вывода. Во-первых, сам предмет (товар, работа, услуга) и его объем (количество) могут быть распределены на частям (лотам).

Пример 1 Заказчик (организатор) при проведении процедуры по приобретению офисной бумаги может разделить предмет на части (лоты) по принципу формата бумаги, например, бумага формата А4 — одна часть (лот), бумага формата А3 — вторая часть (лот); объем (количество) приобретаемой офисной бумаги формата А4 может быть распределен таким образом, что одна часть (лот) — офисная бумага в количестве 100 пачек (поставляется для заказчика по месту его нахождения), вторая часть (лот) — офисная бумага в количестве 50 пачек (поставляется для заказчика по месту нахождения филиала заказчика). Также следует учитывать и тот факт, что в ходе проведения процедуры госзакупки допускается изменение заказчиком объема (количества) предмета госзакупки и (или) его части (лота) в случаях, установленных Законом N 419-З <*>, но не более чем на 10% <*>.

Подчеркнем, что вышеизложенное следует учитывать и при формировании части (лота) для субъектов малого и среднего предпринимательства на основании ст.

29 Закона N 419-З. Во-вторых, принцип распределения предмета на части (лоты) Законом N 419-З не установлен, кроме случая, предусмотренного ст.

29 Закона N 419-З, и фактически основанием для такого распределения будет являться инициатива заказчика (организатора) по причинам, присущим деятельности данного заказчика (организатора) и иным. Наряду с этим установлены рамки для формирования частей (лотов) при декларируемой Законом N 419-З свободе действий заказчика (организатора). Так, не могут быть объединены в один предмет или его часть (лот): — технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги); — технологически и функционально связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), в отношении части из которых постановлением Совмина N 206 установлены условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах госзакупок; — товары (работы, услуги), включая однородные товары (работы, услуги), сведения о которых составляют госсекреты <*>.

Подчеркнем, приведенные выше запреты и ограничения касаются не только в целом предмета госзакупки, но и его части (лота).

В-третьих, участник в процедуре госзакупки, в которой выделены части (лоты), может участвовать по всем частям (лотам), по нескольким из них, только по одной части (лоту). Но во всех таких случаях участником по части (лоту) может быть подано только одно предложение. В-четвертых, на вид процедуры госзакупки оказывают влияние предмет госзакупки и составляющие его товары (работы, услуги), а также ориентировочная стоимость годовой потребности тех однородных товаров (работ, услуг), которые составляют предмет госзакупки.

Если заказчик (организатор) в предмет госзакупки объединяет неоднородные товары (работы, услуги), технологически и функционально связанные друг с другом, то для выбора вида процедуры имеет значение сумма ориентировочных стоимостей годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах).

В этой связи ошибочна логика тех заказчиков, которые, объединяя в один предмет госзакупки неоднородные товары с распределением их на части (лоты), полагают, что вид процедуры определяется стоимостью части (лота). Пример 2 В предмет госзакупки объединяются 5 позиций неоднородных товаров, каждая из которых ориентировочной стоимостью годовой потребности однородных товаров 250 БВ, но с распределением предмета на 5 частей (лотов).

Пример 2 В предмет госзакупки объединяются 5 позиций неоднородных товаров, каждая из которых ориентировочной стоимостью годовой потребности однородных товаров 250 БВ, но с распределением предмета на 5 частей (лотов).

Вид процедуры в этом случае определяется по сумме 1250 БВ, то есть применяется электронный аукцион или открытый конкурс, а не процедура закупки из одного источника. 1. Для чего предмет закупки разделяют на отдельные лоты.

Разделение предмета госзакупки на отдельные лоты обусловлено потребностями, особенностями деятельности заказчика (организатора), а также требованиями Закона N 419-З. В числе нормативных причин распределения на части (лоты) следует отметить ст. 29 Закона N 419-З и обязательное формирование части (лота) по товарам (работам, услугам), включенным в перечень товаров (работ, услуг), процедуры госзакупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Совмина N 395.

Обязательное выделение части (лота) в соответствии со ст.

29 Закона N 419-З требуется всегда, кроме случаев приобретения товаров (работ, услуг), не включенных в указанный перечень, либо невозможности формирования такой части (лота), либо проведения процедуры закупки из одного источника <*>. Также нормативные случаи деления на части (лоты) предусмотрены при установлении условий допуска для определенных товаров, также если сведения о товарах составляют госсекреты <*>. В практике применения законодательства о госзакупках можно назвать следующие причины разделения предмета госзакупки на отдельные части (лоты): — по территориальному принципу поставки товаров (работ, услуг); — по типоразмерам товаров; — при объединении неоднородных товаров (работ, услуг) распределение на части (лоты) осуществляется по однородным товарам (работам, услугам); — по условиям поставки; — по условиям оплаты; — по видам товаров (работ, услуг), составляющих однородные товары (работы, услуги); — по объему (количеству) товаров (работ, услуг) и иные.

2. Допустимо ли в рамках одной процедуры закупки приобретать неоднородные товары, не связанные друг с другом, если они выделены в отдельные лоты при закупке. Норма абз. 2 ч. 1 п. 3 ст. 21 Закона N 419-З не допускает объединять в предмете госзакупки и (или) его части (лоте) технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги). Вывод из приведенной нормы однозначен: не допускается объединять при отсутствии указанной связи неоднородные товары (работы, услуги) как в предмете госзакупки (если части (лоты) не выделены), так и в его части (лоте) (если такие части (лоты) выделены).

Как отмечалось выше, при объединении в предмете неоднородных товаров (работ, услуг) при наличии технологической и функциональной связи между ними допускается сформировать части (лоты) из однородных товаров (работ, услуг). Не допускается в часть (лот) включать неоднородные товары (работы, услуги) при отсутствии между ними технологической и функциональной связи. 3. Допустимо ли разделять на отдельные лоты однородные товары, например, формировать лоты по объему закупки.

Выше отмечалось, что Закон N 419-З не запрещает формировать части (лоты) исходя из объема (количества) предмета госзакупки.

Исключение составляет ст. 29 Закона N 419-З, которая устанавливает суммовой предел для части (лота) для субъектов малого и среднего предпринимательства — не более 10% от объема (количества) предмета госзакупки. 4. Как заключается договор с участниками, победившими в закупках по нескольким лотам, а также каковы особенности участия в таких закупках.

Закон N 419-З устанавливает общее правило: при распределении предмета госзакупки и его объема (количества) по частям (лотам) заказчик вправе заключить один договор госзакупки с участником-победителем, признанным таковым по нескольким частям (лотам), участником процедуры закупки из одного источника, если условия проектов договоров одинаковы для всех частей (лотов) <*>.

Если же условия проектов договоров не совпадают, то при выборе одного участника-победителя по нескольким частям (лотам), где разные условия проектов договоров, по каждой такой части (лоту) заключается отдельный договор госзакупки. 5. Вправе ли участник принимать участие в закупке только по одному из лотов.

Участник вправе принимать участие в закупке только по одному из лотов. При этом не допускается подача двух и более предложений по части (лоту) или двух и более предложений по предмету госзакупки, если части (лоты) не выделены. При подаче второго и последующего предложений при проведении открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений оператор ЭТП не допускает размещения предложения <*>.

*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex Понравилась статья? Поблагодарите автора. Сказать спасибо Энциклопедия готовых решений Статья по теме Другие статьи автора 13.04.2021 256 01.04.2021 136 10.03.2021 148 22.01.2021 906 Другие статьи по категории 23.04.2021 34 22.03.2021 182 25.02.2021 291 15.02.2021 176 Онлайн-сервис готовых правовых решений Как с вами можно связаться? Онлайн-сервис готовых правовых решений Еще нет аккаунта?

Попробовать бесплатно Клиентам ilex Войти в сервис Онлайн-сервис готовых правовых решений Отмена Перейти © ООО «ЮрСпектр» 2016-2021 Все права защищены. Информационные и технологические составляющие эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь предоставлены Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.

Спасибо, ваше письмо отправлено. Закрыть Извините, письмо не было отправлено.

Попробуйте снова. Закрыть

Как формировать лоты в торгах по 44-ФЗ: новые правила для закупок перевозок

Автор: 11 ноября 2021 Лоты в закупках — это обособленная доля товаров, работ и услуг, которую заказчик выделяет в одном тендере. ФАС подготовила разъяснение с особыми требованиями для тендеров регулярных перевозок пассажиров и багажа. Если их не соблюдать, то оштрафуют за ограничение конкуренции и количества исполнителей.

из КонсультантПлюс из КонсультантПлюс ФАС опубликовала дополнительное к .

В допразъяснениях ФАС указала, что сложилась различная практика формирования лотов для закупок по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по об организации перевозок и о контрактной системе из-за действий региональных и местных властей. Они при организации торгов на оказание услуг по регулярным перевозкам не понимают, как составить лоты, чтобы не ограничить конкуренцию и количество участников торгов.

Из-за этого ФАС в Письме №ИА/85875/20 от 02.10.2021 определила критерии, которые отражают, что сформированные объекты закупок не ограничивают конкуренцию и количество участников торгов.

Это сделали для приведения практики применения контрактного законодательства к единообразию.

Если использовать эти критерии при формировании объекта закупки, то действия госзаказчика не признают нарушающими законодательство. А если заказчик не сформирует объект закупки по этим критериям, то это не значит, что его действия автоматически нарушают законодательство. В этом случае дополнительно рассматривают конкурентную среду, которая сложилась на рынке.

Для этого заказчикам приходится обращаться в территориальный орган ФАС для консультаций по количеству лотов при проведении торгов на организацию регулярных перевозок. Не забудьте к обращению приложить обоснование. После того как территориальный орган ФАС получит обращение на основании сведений о состоянии конкуренции на товарном рынке, он сформирует позицию по достаточности меньшего количества лотов для соблюдения конкурентной среды при проведении таких торгов с учетом с учетом Письма ФАС №ИА/85875/20 от 02.10.2021.

Напомним, что в контролеры определили минимальное количество лотов и максимальный размер обеспечения исполнения госконтракта в зависимости от численности населения одного или нескольких муниципальных образований, по которым проходит маршрут.

Рекомендуем прочесть:  Договор на перетяжку стульев

Собрали эти требования в таблицу. Численность населения одного или нескольких муниципальных образований, по которым проходит маршрут Минимальное количество для формирования лотов по 44-ФЗ при организации регулярных перевозок Максимальный размер обеспечения исполнения контракта (млн руб.) До 50 000 10 100 От 50 000 до 150 000 15 200 От 150 000 до 1 000 000 20 300 Свыше 1 000 000 30 500 Москва и Санкт-Петербург 50 500 Общая протяженность маршрутов не должна отличаться от протяженности маршрутов других лотов больше чем на 20%.
Численность населения одного или нескольких муниципальных образований, по которым проходит маршрут Минимальное количество для формирования лотов по 44-ФЗ при организации регулярных перевозок Максимальный размер обеспечения исполнения контракта (млн руб.) До 50 000 10 100 От 50 000 до 150 000 15 200 От 150 000 до 1 000 000 20 300 Свыше 1 000 000 30 500 Москва и Санкт-Петербург 50 500 Общая протяженность маршрутов не должна отличаться от протяженности маршрутов других лотов больше чем на 20%. Перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам придется делить на разные процедуры.

Период выполнения обязательств по таким госконтрактам — не больше 10 лет. Этот срок установили и для выполнения контрактов на регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам.

указала, что такие закупки придется делить как минимум на 5 лотов, а максимальный размер обеспечения госконтракта — 300 млн рублей.

Если требования невыполнимы (нельзя сформировать требуемое количество лотов или не представляется возможным купить разные виды маршрутов по отдельности), то придется обращаться в УФАС с обоснованием невозможности определить исполнителя с реализацией этих требований. Если контрольный орган даст согласие на проведение процедуры по-другому, это не ограничит конкуренцию и количество исполнителей.

Если контрольный орган даст согласие на проведение процедуры по-другому, это не ограничит конкуренцию и количество исполнителей. Менять условия о сроках выполнения обязательств по контракту и о максимальном размере обеспечения контракта нельзя. Эксперты КонсультантПлюс разобрали, Используйте эти инструкции бесплатно, чтобы не ошибиться.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Обособление товаров, работ и услуг в одном заказе, или лотирование, допускается в случае приобретения однотипной продукции. Если заказчику необходимо закупить однотипные или связанные между собой (технологически и функционально) изделия, он вправе заключить несколько контрактов в рамках одной закупки.

В положениях 44-ФЗ не содержится прямого определения, что такое лот в закупках, но в есть такое разъяснение: если в закупочной документации отдельно указывают несколько объектов заказа, обоснование НМЦК, сроки и способы поставки, участники обязаны подать заявки по каждому указанному лоту. Вот в чем суть этого норматива: если заказчику необходимо объединить в одном тендере однотипную продукцию, технически или технологически связанную между собой, то проводится многолотовая закупка по 44-ФЗ с разделением закупочных позиций.

В каждом лоте отдельно указывают:

  1. размер обеспечения заявки (если такое требование установлено в документации);
  2. начальную (максимальную) цену товара, работы, услуги и ее обоснование;
  3. сроки и ключевые условия поставки;
  4. предмет заказа;
  5. порядок обеспечения исполнения госконтракта.

Допускается несколько лотов в одной госзакупке. Если вам необходимо изменить или отменить одну из лотовых позиций, вы корректируете или отменяете только ее, остальные группы не меняются. Составляют протоколы и подводят итоги по всем позициям отдельно.

По результатам многолотового тендера заказчик заключает контракты по каждой включенной группе.

Не все способы определения поставщика допускают обособление товарных групп. В 2021 году лоты в электронном аукционе по 44-ФЗ запрещены — выделение продукции доступно только для конкурсных процедур. По каким нормам проводится формирование лотов по закону о контрактной системе:

  • Заказчикам запрещено включать в состав товарных групп позиции, которые технически и функционально не связаны с продукцией, являющейся предметом госзакупки ().
  • Об этом же говорится и в Кодексе административных правонарушений: включение в состав одного лота товаров, работ и услуг, не связанных между собой технологически и функционально, грозит заказчику штрафом в размере 1% от НМЦК, но в границах от 5000 до 30 000 рублей ().
  • Нельзя объединять в одну группу товары, в отношении которых применяется национальный режим по ().

Следует помнить, что многолотовый аукцион в электронной форме теперь не проводится.

Не формируют товарные группы и при осуществлении запроса котировок, запроса предложений, электронных процедур и закрытых электронных торгов. Далеко не все лоты могут выделяться при осуществлении закупки 44-ФЗ: обособление проводится только для однотипных, технологических и функционально связанных товаров, работ и услуг. Большая часть госзакупок проводится по одной позиции.

Нередки и ошибки при формировании многолотовых тендеров. Не рекомендуется объединять в одной закупке:

  1. приобретение продуктов питания и процесс организации питания в детских и лечебных учреждениях;
  2. поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг;
  3. различные виды строительных работ в ходе ремонта или строительства.
  4. лицензированную и нелицензированную деятельность;
  5. строительные, исследовательские и проектные заказы;

Обособление товаров, работ и услуг в одном тендере — это опция, доступная только для конкурсных процедур.

Регламента или инструкции, как в лот по малым закупкам добавить деньги на выделение товарных групп, нет: этого сделать нельзя. Предмет контракта с единственным поставщиком только один. Заказчики проводят закупки малого объема отдельно по каждому приобретаемому объекту заказа.

признал, что в госзакупках законно объединять в один лот продукты разных категорий: молоко, крупа, мясо и т.д. Заказчик планировал долгосрочную еженедельную поставку по предварительным заявкам для социально значимых учреждений.

ФАС признала такие действия необоснованными, но суды с этими выводами не согласились по таким основаниям:

  • Основная цель тендеров — эффективное использование бюджетных денег, а не обеспечение условий для участия максимального количества потенциальных поставщиков. Если кто-то из претендентов не в состоянии поставить товар, это не означает, что их права нарушены или конкуренция ограничивается.
  • По не запрещено покупать одним лотом товары, которые делятся на отдельные виды.
  • Разная продукция в рамках одного лота складывается в единый объект закупки. Она подходит под один вид товаров — пищевой продукции.
  • В закупочных документах не обязательно прописываются условия, которые удовлетворяют всех потенциальных поставщиков.

В этом тендере участвовало 6 претендентов. не смогла доказать, что разделение закупки на отдельные процедуры увеличило бы количество участников, а цена товара снизилась бы или осталась неизменной.

Суды учли и такие пояснения заказчика:

  1. объединение продуктов в один лот приводит к удовлетворению потребностей различных категорий людей;
  2. закупка продуктов одним госконтрактом в течение длительного времени более удобна и выгодна;
  3. закупка товаров несколькими закупками влечет большее количество контрактов, следовательно, увеличивает трудозатраты заказчика, затрудняет поставку и приемку товара, оформление отчетов.
  4. стороны по соглашению вправе перераспределить товарные единицы без изменения цены;

Обратим внимание и на позицию контрольных органов, которые стояли на выводах, что такие действия приводят к ограничению конкуренции по таким основаниям:

  • Объект госзакупки — продукты разных категорий. Они формируют самостоятельные товарные рынки. Потенциальные поставщики могут и не иметь возможности поставить продукцию в совокупности.
  • В закупке затруднительно участвовать производителям, товары другой линейки им придется покупать у других субъектов.
  • Товары обладают различными потребительскими свойства.

    Они не связаны между собой технологически и функционально.

Антимонопольный орган считает, что продукты следует покупать отдельными процедурами. из КонсультантПлюс Конкретных правил по выделению товарных групп в нет. Актуальным в этом случае является закон о защите конкуренции: не ограничивайте количество участников закупки вашей разбивкой.

Если товары, работы и услуги технологически и функционально не связаны между собой, вас оштрафуют.

Опишите порядок формирования многолотового заказа в Положении о закупке. Укажите допустимые конкурентные способы определения поставщика, алгоритм определения взаимосвязи между продукцией (например, таблица для участия в нескольких лотах), правила принятия решения о выделении позиций в одном тендере.

Укажите допустимые конкурентные способы определения поставщика, алгоритм определения взаимосвязи между продукцией (например, таблица для участия в нескольких лотах), правила принятия решения о выделении позиций в одном тендере. Многолотовые заказы по 223-ФЗ проводятся по общим правилам. Подготовьте закупочную документацию, рассчитайте цену, установите требования к участникам.

Следуйте порядку, закрепленному в Положении о закупке.

Нет необходимости и определять номер лота — Единая информационная система ведет автоматическую нумерацию. Дальше закупка осуществляется по правилам 223-ФЗ. Участники подают заявки по каждой позиции тендера ().

Заказчик рассматривает предложение и выбирает исполнителей.

Если вы проводите заказ через Единую автоматизированную систему торгов Москвы, придерживайтесь Положения о закупке и регламента работы на торговой площадке. Вот инструкция, как сделать лот на единицу продукции в ЕАИСТ для детализации позиций:

  • Прикрепляем к извещению техническое задание, обоснование НМЦК и требования к исполнению договора.
  • Детализируем строку. Указываем цену товарной единицы и объем заказа.
  • Готовим извещение.
  • Формируем лот.
  • Определяем объект закупки.

Техническая документация, расчеты и условия контракта готовятся отдельно по каждой группе. ФАС очень внимательно относится к жалобам на многолотовые заказы.

Если заказчик готовит неделимый тендер, но объединение продукции необоснованно, исполнителю и организации грозит штраф. Самое распространенное нарушение — включение в одну закупку проектных, исследовательских и строительных работ. Оштрафуют и за объединение поставок комплектующих и обслуживание оргтехники в одном договоре.

Если заказчик докажет, что все позиции в соглашении однотипные и функционально взаимосвязанные, санкций удастся избежать. Коротко об авторе статьи Задорожнева Александра В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Поделиться с друзьями Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить Материалы, которые могут вас заинтересовать Бесплатно научим выигрывать госконтракты Подпишитесь на рассылку, чтобы за несколько уроков узнать, как проверить нишу; подготовить все, что нужно для участия; правильно заполнить заявку и вести себя во время торгов.

Подписаться © 2021 Подписаться

Гайд по участию в закупках

Компании, которые частично или полностью принадлежат государству, обязаны проводить конкурсы на закупку товаров, работ и услуг.

Закупки есть почти в любой сфере, в любом регионе.

Деньги на них заложены в бюджете, а для малого бизнеса действуют квоты.

Это хорошая возможность расширить бизнес. Заказчик размещает закупки разными способами, в зависимости от того, по каким критериям будет отбирать поставщика.

Также государство установило, что часть товаров можно закупать только аукционом. Самый популярный способ закупок по итогам 2021 года — электронный аукцион.

. Закупка — это форма размещения заказа на поставку товаров и услуг.

Закупку проводит заказчик с помощью конкурентных или неконкурентных способов отбора поставщиков.

Закупки делят на три группы в зависимости от заказчиков: 1.

Госзакупки по 44-ФЗ. Их проводят все государственные и муниципальные организации, которые живут за счет бюджета, например, больницы, школы, детсады, городские администрации и т.д. Закупки проводятся по устанавленным государством правилам. Заказчик публикует план закупок, по которому поставщик заранее может спланировать свою деятельность.

Когда извещение о закупке опубликовано или заказчик отправил приглашение к участию, участник подает заявку. Победителя определяют по самой низкой цене или по заранее озвученным критериям (цена, опыт, квалификация и т.д.). Закупка завершена, когда контракт заключен, все обязательства исполнены, а исполнитель получил деньги.

2. Закупки по 223-ФЗ. Их проводят:

  1. бюджетные учреждения, которые проводят закупки за счет грантов, средств субподряда и собственных денег. 223-ФЗ дает больше свободы действий. Например, организация может проводить закупки на любой ЭТП, установить свои критерии отбора победителей, сроки проведения закупок. Исключение составляют только закупки у малого и среднего предпринимательства. Их могут проводить на ЭТП госзакупок четырьмя видами закупок: аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений.
  2. компании с долей государственного имущества от 50%, их «дочки» и «внучки»,
  3. естественные монополии (нефтегазовые компании, РЖД и другие),
  4. организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),

3. Коммерческие закупки. Их проводят коммерческие организации. Заказчики сами определяют правила проведения закупок и требования к поставщикам.

Конкурсы и аукционы проводятся в соответствии с Гражданским кодексом. Проще начинать участвовать в закупках по 44-ФЗ: государственные организации чаще проводят конкурентные процедуры — конкурсы, аукционы, запросы котировок. Большинство закупок по 223-ФЗ заказчики проводят у единственного поставщика: без конкурса, а закупают у подрядчика, которого выбрали сами.

. Закупки по 44-ФЗ обязательно публикуются на zakupki.gov.ru — в Единой информационной системе закупок (ЕИС). При этом электронные процедуры дублируются на восьми федеральных электронных площадках: Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка (ГПБ). Закупки по 223-ФЗ публикуются на zakupki.gov.ru и на электронных площадках, которые соответствуют требованиям заказчика.
Закупки по 223-ФЗ публикуются на zakupki.gov.ru и на электронных площадках, которые соответствуют требованиям заказчика. Заказчик вправе не публиковать на zakupki.gov.ru, только если:

  1. цена закупки не превышает 100 000 руб.
  2. цена закупки не превышает 500 000 руб. и годовой оборот заказчика более 5 млрд. руб.

Коммерческие закупки публикуются по усмотрению заказчика на его собственном сайте или на коммерческих торговых площадках.

Zakupki.gov.ru Здесь публикуют все закупки 44-ФЗ, закупки по 223-ФЗ от 100/ 500 тыс. рублей (в зависимости от годового объема закупок заказчика) ЭТП госзакупок Здесь публикуют и проводят все электронные закупки по 44-ФЗ и закупки среди малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ Коммерческие ЭТП Здесь публикуют и проводят закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки zakupki.gov.ru + 229 ЭТП Несколько советов

  1. Учитесь находить скрытые закупки: некоторые заказчики пытаются ограничить круг участников, но эти преграды можно обходить. Подробнее — в статьях и .
  2. Ищите планы-графики: из них можно узнать, на какой месяц заказчик запланировал интересные вам закупки.
  3. Важно правильно настроить запрос, чтобы находить все нужные закупки и не находить лишнее. Для поиска можно использовать ключевые слова, ОКПД или отрасль, указывать регион. Чтобы оптимизировать поиск, можно сохранить регулярный запрос как шаблон и подписаться на новые закупки по нему.
  4. Прежде, чем принимать участие, проверьте, что ваши товары и услуги востребованы в регионе. Найдите закупки по своей отрасли, ОКПД2 или ключевым словам и посмотрите, много ли закупок, кто основные заказчики, как они размещают, какие конкуренты.

Извещение о закупке — документ, объявляющий о проведении процедуры отбора поставщика. Извещения об открытых процедурах доступны всем участникам.

Извещения о закрытых процедурах напрямую отправляют приглашаемым в закупку участникам, их нельзя публиковать в открытых источниках. Извещение о закупке имеет определенную структуру. Коммерческие организации ориентируются на форму извещения на площадке и могут заполнять не все поля.

Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны заполнять всю информацию, которая позволит поставщику определить, подходит ему закупка или нет. Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ всегда указывают в извещении:

  1. Обеспечение заявки — страховка на случай, если победитель закупки откажется подписывать контракт (всегда для конкурсов и электронных аукционов по 44-ФЗ, для остальных процедур — по желанию и возможности заказчика). .
  2. информации о ценах производителей,
  3. Обеспечение исполнения контракта — залог деньгами или в виде банковской гарантии, которое предоставляет победитель закупки при заключении контракта. Его вносят, чтобы покрыть возможный ущерб заказчика, если поставщик некачественно исполнит или не исполнит свои обязательства (всегда для конкурсов и электронных аукционов по 44-ФЗ, для остальных процедур — по желанию заказчика).
  4. Адрес ЭТП — для электронных закупок.
  5. Ограничения и преференции. Преимущества могут быть предоставлены субъектам малого предпринимательства, российским поставщикам и продукции российского производства, предприятиям уголовно-исправительной системы, обществам инвалидов. Ограничения в основном связаны с поставками иностранных товаров (так называемый ).
  6. Требования к поставщикам
  7. Начальную максимальную цену контракта (НМЦ) — предельное значение, обоснованное с помощью:
    • государственной статистической отчетности,
    • zakupki.gov.ru,
    • реестра контрактов,
    • информации о ценах производителей,
    • общедоступных результатов изучения рынка,
    • исследований рынка, проведенных по инициативе заказчика.
  8. общедоступных результатов изучения рынка,
  9. Информацию о заказчике и его контактные данные.
  10. исследований рынка, проведенных по инициативе заказчика.
  11. реестра контрактов,
  12. государственной статистической отчетности,
  13. zakupki.gov.ru,
  14. Название закупки.
  15. Порядок проведения (даты подачи и рассмотрения заявок, подписания контракта и др.).

К извещению заказчики прикладывают документацию с техническим заданием или спецификацией, проект контракта, при необходимости форму заявки, обоснование НМЦ и обоснование самой закупки (для закупок по 223-ФЗ).

Закупка может состоять из одного или нескольких лотов. В каждом лоте указывают объект закупки, НМЦ, заказчик, требование к обеспечению, объекты лота, время и место поставки. При участии в многолотовой закупке на каждый лот подается отдельная заявка.

Посмотрите, в каком виде она проводится: бумажном или электронном.

Бумажный вид (запрос котировок, конкурс) Лично или почтой. Электронный вид (подавляющее большинство закупок по 44-ФЗ и все конкурентные закупки среди малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ проводят в электронном виде) На электронной торговой площадке, где проводится закупка. Для участия нужно:

  1. .
  2. в любом аккредитованном удостоверяющем центре,

Следуйте требованиям заказчика Все требования к поставщикам и конкретные характеристики товаров прописаны в документах к закупке.

Посмотрите, цена товара указана с НДС или без, измерения даны в мм или см и т д. Следите за изменениями в документации и сроками подачи заявок Заказчик может вносить изменения в закупку после размещения.

Важно отслеживать их, чтобы случайно не отправить заявку по старой документации или в другое время.

В Контур.Закупках вы автоматически будете узнавать об изменениях, если закупка сохранена в избранном. Внимательно отнеситесь к оформлению заявки Заказчик может отклонить заявку из-за того, что в ней не хватает каких-то документов, не указаны точные парметры товара или предоставлена недостоверная информация. Почитайте, . Заложите время на дополнительные процедуры Заранее получите сертификат электронной подписи или , если участвуете в закупках по постановлению № 99.

У вас есть право подать заказчику или , если документация не соответствует требованиям закона или заказчик необоснованно отклонил вашу заявку. Если не получается пройти аккредитацию, заказчик отклонил заявку или попалась сложная закупка с объемной документацией, обратитесь к .

Если вы победили, подпишите контракт в прописанный в закупке срок: на бумаге или на ЭТП, если закупка проходила в электронном виде.

В аукционе и конкурсе нужно предоставить обеспечение контракта.

Если вы не победили, изучите результаты в итоговом протоколе закупки:

  1. сколько было участников и какую цену они предлагали,
  2. на сколько процентов снизилась цена,
  3. кто признан победителем.

Узнав победителя, выясните, как часто он выигрывает закупки этого заказчика, конкурентную ли цену предлагает, нет ли сговора? Если есть подозрения, на закупки этого заказчика можно больше не терять время.

В конкурсе анализ закупки поможет понять, по каким критериям вы проиграли, чего вам не хватило для победы: опыта, квалифицированных кадров, лицензий?

Это поможет скорректировать стратегию участия в следующих тендерах. Все участники в течение 5 дней после объявления победителя могут итоги состоявшегося тендера. Результаты закупки отменят, если обнаружат серьезные нарушения.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации.

Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Многолотовая закупка: что это такое и как проходит?

Руководитель группы по работе с поставщиками Владимир Бенько рассказывает про многолотовые закупки. Что это такое, как они проходят и с какими сложностями сталкиваются участники?

Есть несколько определений этого термина. С юридической точки зрения — это несколько (по числу лотов) одновременно и параллельно проводимых процедур, оформленных одной документацией.

Но с практической стороны — это закупка, в рамках которой заказчик закупает несколько разных лотов товаров или услуг. Обычно в лоты объединяют однотипные товары или связанные функционально.

В многолотовых закупках могут участвовать любые профильные компании, которые будут подавать отдельную заявку на каждый лот.

При этом участники не ограничены — они могут подать заявки на все лоты или только на те, которые им подходят.

Главное отличие в том, что такая закупка включает в себя несколько лотов, по которым торги проходят независимо друг от друга. Поэтому заказчик может установить разные параметры для каждого лота:

  1. Требования к обеспечительным платежам;
  2. Разные даты проведения и окончания закупки.
  3. Условия оплаты;

Кроме этого, в каждом лоте может объявляться переторжка или дозапрос документов. В итоге организатор будет выбирать победителя для каждого лота по отдельности.

Поэтому, если поставщик отправил заявку по всем лотам, то может победить по каждому лоту в отдельности с дальнейшим заключением нескольких договоров. Пример: заказчик ищет организатора питания для сотрудников филиалов в Саратове и Ижевске.

Проводит одну закупку, но с лотами по каждому городу.

Победить в закупке могут два местных поставщика (один из Саратова, а другой из Ижевска) или федеральная сеть с представительствами в регионах. Но даже с ней по итогам закупки заказчик подпишет два договора. После перевода государственных закупок по закону № 44-ФЗ в электронный вид заказчики из этого сегмента фактически лишились возможности проводить многолотовые процедуры.

Для них действует принцип: 1 закупка – 1 лот – 1 контракт. Это прописано в ч.6 ст. 24 44-ФЗ.

У заказчиков, работающих по закону 223-ФЗ, на данный момент такая возможность есть.

Они могут проводить многолотовые закупки и по их итогам заключать несколько контрактов. У коммерческих заказчиков выбор способов проведения закупок неограничен.

Главный принцип — соблюдение ГК РФ и ст.17 135-ФЗ о защите конкуренции.

В законодательстве порядок формирования лотов не прописан, поэтому каждый заказчик решает сам. В идеальной ситуации лоты должны формироваться из технологически и функционально взаимосвязанных групп товаров или услуг. Но на практике принцип формирования часто определяется потребностями конкретного заказчика.

Пример функциональной связки: право заключения договора на поставку, монтаж и пусконаладку оборудования. На рынке работает мало компаний, которые могут выполнить весь заказ сразу, поэтому заказчик проводит многолотовую процедуру. В итоге один победитель в рамках лота “на поставку” поставляет оборудование, а другой в рамках лота на “монтаж и ПНР” монтирует его и запускает.

Пример связки по потребности заказчика: заказ на комплектацию офиса по брендбуку. Среди позиций могут быть офисная мебель, декор, электрооборудование и т. д. Функциональной связки между этими товарами нет, но заказчику они нужны все вместе.

Второй пример связки по потребности заказчика — закупка однотипной услуги или товаров для нескольких подразделений. В этом случае закупка может быть разделена на несколько лотов по филиалам — для укомплектации филиалов однотипной продукцией. Термин «лот» имеет несколько значений, поэтому важно отличать вид закупки от способа её проведения:

  1. Способ закупки: попозиционный или лотовый. В данном случае слово «лот» означает объединение закупочных позиций в комплект.
  2. Вид закупки: однолотовый или многолотовый. Слово «лот» фактически означает отдельную закупку с заранее определенными условиями, в рамках которой заказчик заключает договор с победителем.

Поэтому на практике вы можете встретить многолотовую процедуру, в которой закупочные позиции групп товаров или услуг объединены в лот (комплект).

Попозиционный способ закупки подразумевает возможность подачи заявок по части позиций, поэтому заказчик вправе выбрать одного или нескольких победителей с дальнейшим заключением договоров с каждым поставщиком-победителем. Лотовый способ — это процедура закупки товаров или услуг, в которой участник отправляет предложение целиком без возможности подачи заявок по части позиций. Его еще называют “комплектной поставкой”.

Пример: заказчик собирается купить ручки, карандаши, линейки у одного поставщика. Ему необходимо объединить эти позиции в лот, что и подразумевает лотовый способ покупки.

Если же закупочные позиции смешанные (например, в них присутствуют хозтовары и кухонное оборудование), то лучше сделать попозиционный способ подачи предложений. В таком случае поставщики могут выбрать те позиции, которые у них есть в наличии, а заказчик сможет выбрать нескольких победителей. Лотовый способ закупки имеет свои преимущества и недостатки.

В качестве преимуществ можно отметить: договор с единственным поставщиком, усиление конкуренции между участниками и, как следствие, снижение цены. Из недостатков: ограниченный пул профильных поставщиков.

Чтобы избежать путаницы из-за разных значений термина “лот”, рекомендуем поставщикам внимательно изучить закупочную документацию до подачи заявки.