×
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Главная - Трудовое право - Финансирование мероприятий по охране труда на предприятии

Финансирование мероприятий по охране труда на предприятии

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда


от 18 июля 2011 г. N 238-ФЗ в статью 226 настоящего Кодекса внесены изменения См.

и другие комментарии к статье 226 ТК РФ Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. < статья 225.> Статья 227. >> Содержание

Статья 226 ТК РФ. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

78 Статья 226 ТК посвящена финансированию мер, нацеленных на улучшение условий труда и его охраны.

В ней указаны его источники и ключевые параметры. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗПолный текст статьи, путеводители, дополнительная информация – Указывается, что финансирование мер, нацеленных на улучшение условий труда и его охраны, производится за счёт:

  1. внебюджетных источников.
  2. общефедерального бюджета;
  3. местных бюджетов;
  4. региональных бюджетов;

Основные параметры финансирования прописываются в соответствующих законах и актах.

Также допускается возможность данного финансирования за счёт взносов со стороны организаций и физических лиц. Подчёркнуто, что они носят добровольный характер.

Далее указаны границы этого финансирования нанимателями.

Их величина составляет не меньше 0,2% от совокупности издержек на производство товаров/услуг. Исключения из этого правила касаются унитарных предприятий и федеральных госструктур.

Стандартный список мероприятий, осуществляемых за счёт данных средств, устанавливается профильной госструктурой, занятой разработкой и осуществлением госполитики в области охраны труда, а также контролем за данной сферой. Подчёркнуто, что могут создаваться и отдельные профильные фонды по охране труда. Они формируются на уровне:

  1. отраслей экономики;
  2. конкретных нанимателей.
  3. отдельных территорий;
  4. регионов РФ;

Принципы их формирования прописываются в соответствующих законах и нормативных актах на общефедеральном, региональном и местном уровне.

В конце статьи подчёркнуто, что сотрудник не несёт затрат на мероприятия по улучшению условий труда и его охране. Рассмотренная статья не только устанавливает характер оплаты мер по охране труда, но и закрепляет освобождение сотрудников от необходимости как-то участвовать в этом финансировании. О каком стандартном списке мероприятий упоминает эта статья?

Имеется в виду список, утверждённый Приказом Минздравсоцразвития № 181н от 01.03.12.

В него входят:

  1. нанесение соответствующих предупреждающих знаков;
  2. обустройство/обновление средств защиты персонала от неблагоприятных производственных факторов;
  3. снабжение сотрудников специальным защитным инвентарём (одеждой, обувью, защитными приспособлениями);
  4. обучение сотрудников профильным навыкам и проверка этих знаний;
  5. механизация определённых трудовых функций;
  6. оборудование специальных медпунктов;
  7. монтирование и обслуживание соответствующих средств сигнализации о возникновении ЧП;
  8. обустройство систем контроля за уровнем опасности окружающей обстановки;
  9. издание профильных инструкций;
  10. иные мероприятия, направленные на повышение безопасности и уровня подготовки персонала.

Всего данный перечень включает 32 пункта, охватывающих полный спектр мер по охране труда и повышению степени его безопасности.

Но конкретные меры определяются менеджментом предприятия, исходя из его размеров, отрасли, наличия финансов и иных факторов. Обычно они фиксируются в колдоговорах или локальных актах. Данные мероприятия реализуются на ежегодной основе. Налоговые нюансы финансирования перечисленных мероприятий подробно разъяснены Минфином в письме № 03-03-06/4/95 от 09.08.11.
Налоговые нюансы финансирования перечисленных мероприятий подробно разъяснены Минфином в письме № 03-03-06/4/95 от 09.08.11.

Какие законы предусматривают создание фондов, упомянутых в данной статье? В гл. 4 части первой ГК находится параграф 7, в котором описаны параметры функционирования унитарных организаций некоммерческого характера. Среди прочего там упоминается и возможность создания ими фондов.

Нюансы их функционирования разобраны в статьях 123.17-123.20-3. А ст. 7 ФЗ № 7 от 12.01.96 предусматривает возможность образования фондов для всей совокупности некоммерческих организаций.

Важно заметить, что перечисленные источники предусматривают возможность создания фондов не только для реализации целей, указанных в ст.

226 ТК. Они могут использоваться и в других направлениях.

Предприятие проводит мероприятия по охране труда

Предприятия обязаны проводить и финансировать мероприятия по улучшению условий и охране труда своих работников.

Учитывая разъяснения чиновников, рассмотрим, что именно должны делать работодатели и как правильно учесть возникающие при этом расходы. В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатели обязаны создавать безопасные условия и обеспечивать охрану труда. В частности, предприятие должно обеспечить: – безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, при использовании инструментов, сырья и материалов, при осуществлении технологических процессов; – условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствуют требованиям охраны труда; – выдачу за счет собственных средств специальной одежды, обуви, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; – обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи лицам, пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; – аттестацию рабочих мест; – проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, внеочередных медосмотров.
В частности, предприятие должно обеспечить: – безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, при использовании инструментов, сырья и материалов, при осуществлении технологических процессов; – условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствуют требованиям охраны труда; – выдачу за счет собственных средств специальной одежды, обуви, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; – обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи лицам, пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; – аттестацию рабочих мест; – проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, внеочередных медосмотров.

Как прописано в статье 226 Трудового кодекса РФ, мероприятия по улучшению условий и охраны труда финансируются прежде всего за счет бюджетных средств.

Также они могут оплачиваться за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Но самое главное, что затрагивает все предприятия, – это закрепленная в статье 226 Трудового кодекса РФ обязанность работодателей (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) финансировать данные мероприятия в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Естественно, возникает вопрос: а можно ли учесть расходы работодателя на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в целях налогообложения прибыли? Да, можно. Основание для этого – подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

И это подтвердили специалисты Минфина России в письме от 9 августа 2011 г. № 03-03-06/4/95. О возможности налогового учета некоторых расходов, связанных с улучшением условий труда работников, на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ чиновники говорили и раньше.

К примеру, они поясняли, что можно признавать расходы на проведение медосмотров, предусмотренных требованиями законодательства (письмо Минфина России от 31 марта 2011 г. № 03-03-06/1/196). А также расходы на содержание созданных на территории предприятия здравпунктов, в которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, занятых на вредных и тяжелых работах (письмо Минфина России от 4 марта 2010 г.

№ 03-03-06/1/109). Учет операций, связанных с финансированием расходов на обеспечение мероприятий по улучшению условий труда и по охране труда, ведут в общеустановленном порядке.Пример 1.ООО «Производственник» в октябре 2011 года провело периодический медосмотр работников, которые трудятся во «вредном» цехе. Стоимость услуг медицинской организации по медосмотру составила 300 000 руб. Бухгалтер сделал такие записи:ДЕБЕТ 20 (25) КРЕДИТ 60– 300 000 руб.

– отражены расходы на проведение медосмотра работников;ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 300 000 руб. – оплачены услуги специализированной медицинской организации.

При приобретении спецодежды нужно учитывать требования Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утверждены приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н). Так, если срок эксплуатации спецодежды согласно нормам ее выдачи не превышает 12 месяцев, ее стоимость можно списывать единовременно в момент передачи (отпуска) сотрудникам организации. В остальных случаях переданная в эксплуатацию спецодежда переводится на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы» («Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»).

После этого ее стоимость ежемесячно списывается на расходы в течение всего срока полезного использования спецодежды. Некоторые расходы, направленные на профилактику профзаболеваний и сокращение производственного травматизма работников, можно профинансировать за счет взносов в ФСС России на травматизм.

Правила финансового обеспечения таких мероприятий утверждаются ежегодно. Правила на 2011 год утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 11 февраля 2011 г. № 101н. Воспользоваться такой возможностью могут предприятия, которые подали пакет документов в территориальный орган соцстраха в срок до 1 августа 2011 года и получить соответствующее разрешение.

№ 101н. Воспользоваться такой возможностью могут предприятия, которые подали пакет документов в территориальный орган соцстраха в срок до 1 августа 2011 года и получить соответствующее разрешение. Общий объем средств, направляемых на финансирование предупредительных мер в 2011 году, не может превышать 20 процентов от суммы страховых взносов, которые были начислены организацией за 2010 год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по «несчастному» страхованию (больничных, дополнительных отпусков), которые были произведены в том же 2010 году.

На сумму расходов, «разрешенных» фондом и фактически осуществленных в 2011 году, можно уменьшить сумму страховых взносов на травматизм за 2011 год. За счет ФСС России в текущем году можно финансировать расходы на: 1) проведение аттестации рабочих мест; 2) реализацию мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями; 3) обучение по охране труда определенных категорий работников, в частности: – работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда, а также руководителей таких организаций; – руководителей и специалистов служб охраны труда; – членов комитетов (комиссий) по охране труда; – уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов; 4) приобретение средств индивидуальной защиты для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, а также смывающих и обезвреживающих средств; 5) санаторно-курортное лечение работников, занятых на вредных работах; 6) проведение обязательных периодических медосмотров работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами; 7) обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых такое питание предусмотрено Перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г.

№ 46н; 8) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные (предрейсовые) медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры); 9) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).

После завершения запланированных мероприятий, согласно пункту 10 Правил, нужно представить все документы, подтверждающие произведенные расходы, в территориальный орган ФСС России. Траты, которые не будут подтверждены, к зачету в счет уплаты страховых взносов не принимаются.

Безусловно, необходимо вести в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС России отчет об их использовании. Правда, форма такого отчета Правилами не установлена.

Поэтому лучше всего по вопросу о том, по какой форме нужно отчитываться, обратиться в свой территориальный орган соцстраха.

Отметим, что в прошлом году ФСС России рекомендовал использовать для этих целей форму, приведенную в письме от 30 апреля 2010 г. № 02-03-10/07-4138. Финансирование мероприятий по профилактике травматизма и профзаболеваний фактически производится за счет средств, начисленных в ФСС России – в тот фонд, в который производится уплата страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и заболеваний. При этом сам ФСС России – это государственный внебюджетный фонд.

Значит, при отражении операций по финансированию подобных мероприятий нужно исполнять требования ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (утверждено приказом Минфина России от 16 октября 2000 г.

№ 92н). Таким образом, на дату получения решения из фонда о том, что те или иные предупредительные меры разрешается профинансировать за счет средств соцстраха, сумму причитающегося целевого финансирования нужно отразить проводкой:ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86 – отражена сумма целевого финансирования.Далее по мере осуществления расходов сумма использованного целевого финансирования переносится с дебета счета 86 в кредит счетов 91 «Прочие доходы и расходы» (при финансировании текущих расходов) или 98 «Доходы будущих периодов» (при финансировании капитальных расходов и расходов на приобретение материальных ценностей).

Если по материальным ценностям, работам и услугам, приобретаемым в ходе подобных мероприятий, организация предъявила к вычету «входной» НДС, восстанавливать его не нужно.

То, что данные расходы полностью или частично финансируются за счет средств ФСС России, никак не влияет на вычеты. Об этом сказано в письме Минфина России от 24 сентября 2010 г.

№ 03-03-06/1/615.Пример 2.ООО «Производственник» в июле 2011 года подало комплект документов в территориальный орган ФСС России для финансирования расходов на проведение медосмотров работников, занятых в основном производстве.

Стоимость услуг медицинской организации по проведению медосмотра составила 300 000 руб.

При этом за счет средств фонда будет профинансировано 200 000 руб. А разница в размере 100 000 руб. финансируется за счет средств предприятия.

Медицинский осмотр был проведен в октябре. Бухгалтер составил такие записи. В июле:ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86– 200 000 руб.

– отражено целевое финансирование в размере утвержденного объема финансирования.В октябре:ДЕБЕТ 20 (25) КРЕДИТ 60– 300 000 руб.

– отражены расходы на проведение медосмотра работников; >|Медуслуги, оказываемые медицинскими организациями, НДС не облагаются (подп. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).|– 300 000 руб.

– оплачены услуги специализированной медицинской организации;ДЕБЕТ 86КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»– 200 000 руб.

– признана в составе доходов сумма использованного целевого финансирования;ДЕБЕТ 69 КРЕДИТ 76– 200 000 руб. – зачтена сумма использованного финансирования в счет уменьшения начисленных страховых взносов на травматизм.Важно запомнить Если предприятие финансирует мероприятия за счет своих средств, то произведенные расходы можно учесть в целях налогообложения прибыли.

– зачтена сумма использованного финансирования в счет уменьшения начисленных страховых взносов на травматизм.Важно запомнить Если предприятие финансирует мероприятия за счет своих средств, то произведенные расходы можно учесть в целях налогообложения прибыли.

В случае если они засчитываются в счет уплаты взносов на травматизм, о проведенных мероприятиях придется отчитаться в фонд, представив не только отчет, но и документы, подтверждающие оплату.Статья напечатана в журнале «Учет в производстве» №11, ноябрь 2011 г.

Источник: Журнал : Теги:

  1. , доцент кафедры «Бухучет и аудит», Курганский филиал АТ и СО

6825 9750 ₽ –30%

Финансирование мероприятий по улучшению условий труда

Важное 07 июня 2007 г. 14:15 Порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда установлен в соответствии со ТК РФ.

В ТК РФ одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Для реализации этого направления государственной политики органы государственной власти Российской Федерации в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и реализовывать федеральные целевые и отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета. А органы государственной власти субъектов РФ полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов РФ.

В соответствии с вышеизложенным, в ТК РФ сказано, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется:

«за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления»

. Согласно ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также:

«.за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.»

Статьей 226 ТК РФ также установлено, что: «Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг)».

В соответствии с частью 1 статьи 115 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) федеральное казенное предприятие – это на праве оперативного управления, созданное на базе государственного или муниципального имущества. Такое предприятие может быть создано в случаях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

. Федеральное учреждение – это организация, созданная на базе государственной собственности, принадлежащей РФ для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (статьи 120, ГК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства от 10 февраля 2004 года №71

«О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений»

решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством Российской Федерации. Бюджетные некоммерческие организации, а к таковым относятся учреждения образования, науки, здравоохранения, культуры по своему правовому положению в соответствии с ГК РФ относятся к учреждениям (статья 120 ГК РФ), осуществляющим свою деятельность на основе права оперативного управления (статьи ГК РФ) государственным имуществом (федеральным или субъектов Федерации).

Федеральные учреждения основаны на государственной собственности РФ, учреждения субъектов Федерации — на государственной собственности, принадлежащей субъекту РФ (республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам). Постановлением Минтруда Российской Федерации от 27 февраля 1995 года №11

«Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда»

разработан комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий труда.

Законодателем также регламентировано возможность создания фондов охраны труда у работодателей, отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При создании таких фондов необходимо руководствоваться статьей 118 ГК РФ и статьей 7 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Кроме того, в ТК РФ определено, что работник не несет никаких расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 мая 2006 года №390

«Об утверждении правил финансирования в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»

приняты правила, определяющие порядок и условия частичного финансирования в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя, включая финансирование санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее по тексту – Постановление №390).

В пункте 2 Постановления №390 приведен на 2006 год Перечень предупредительных мер, которые финансируются за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Не вызывает сомнений, что невозможно исключить полностью воздействие неблагоприятных факторов на работающего даже в тех производствах, где внедрены передовая технология, современное оборудование, высокая культура и качественное медицинское обслуживание.

В последние годы было принято немало важных законодательных актов, направленных на повышение уровня охраны труда работников. Однако реализация положений этих документов еще не стала первоочередной задачей в трудовых отношениях.

Уклонение работодателей от выполнения своих обязанностей по созданию условий труда, соответствующих требованиям безопасности и гигиены, приводит к значительному росту несчастных случаев, профессиональных заболеваний на производстве. По данным РАМН всего на сегодняшний день только 20% производств соответствуют санитарным нормам.

Ежегодно от 2 до 40% трудопотерь по болезням в России связаны с неудовлетворительными условиями труда.

Планируется, что реализация программы

«Здоровье работающего населения России на 2004-2015 годы»

позволит на 20% снизить уровень профессиональных заболеваний, привести 90% рабочих мест в соответствие с санитарными нормами и требованиями. Более подробно с вопросами, связанными с вредными и опасными условиями труда с учетом изменений, внесенных новой редакцией Трудового Кодекса Российской Федерации и другими нормативными актами, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Вредные условия труда. Правовое регулирование. Практика.

Документы».

VIII. Основные источники финансирования мероприятий по охране труда

ТК РФ Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны трудаФинансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.В соответствии с «Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации на 2018 — 2021 годы»:7.2.
Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.В соответствии с

«Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации на 2018 — 2021 годы»

:7.2. Минобрнауки России способствует деятельности работодателей и их представителей, которые в соответствии с требованиями законодательства:7.2.1.

Обеспечивают создание и функционирование системы управления охраной труда в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации.7.2.2.

Выделяют средства на выполнение мероприятий по охране труда, в том числе на проведение специальной оценки условий труда, обучения по охране труда, медицинских осмотров работников в размере не менее 2,0 процентов от фонда оплаты труда и не менее 0,7 процента от суммы эксплуатационных расходов на содержание образовательной организации.Конкретный размер средств на указанные цели определяется коллективным договором профессиональной образовательной организации и уточняется в соглашении об охране труда, являющимся приложением к нему.Использует в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий по охране труда возможность возврата части сумм страховых взносов (до 20%) на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма, в том числе на проведение специальной оценки условий труда, обучение по охране труда, приобретение СИЗ, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проведение обязательных медицинских осмотров в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г.

N 386-ФЗ

«О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

В трудовом кодексе прописано, что все финансовые траты по улучшению условий и охраны труда, должен нести работодатель. Более того, если условия труда признаны непригодными какой-либо поверкой или аттестацией, то проверяющая сторона или сам работодатель утверждают план улучшений условий и охраны труда, которые в дальнейшем финансируется работодателем.

Трудовой кодекс гласит, что работодатель обязан обеспечить сотрудников нормальными рабочими условиями. В перечень основных требований к организации условий и охраны труда входят следующие:

  1. контроль над качеством техники и оборудование и своевременная замена неисправного оборудования на новое;
  2. приемлемое состояние помещений организации, в которых проходит рабочий процесс;
  3. исправные материалы и инструменты, используемые в работе;
  4. контроль над качеством сырья и инструментов, используемых в работе, и своевременная замена пришедших в негодность элементов.

Эти условия в некоторой степени подразумевают обязанность работодателя финансировать условия труда. Также в трудовом кодексе прописаны права сотрудников на получение всех необходимых для выполнения трудовой нормы условий.

Статья 226 ТК РФ гласит о том, что работодатели имеют право на поддержку государства в плане финансирования условий и охраны труда. Однако размер финансирования настолько мал, что его трудно переоценить.

В настоящем законодательстве не указано конкретной суммы. Здесь лишь говорится, что размер не может быть меньше 0,2% от общей суммы финансирования производства. То есть поддержка может составлять и 0,2, и 0,3%.

Также в настоящем законодательстве говорится о том, что предприятие имеет право на получение поддержки не только от государственных структур.

Спонсоры и благотворительные организации могут оказать помощь предприятию в организации условий и охраны труда. В Трудовом кодексе РФ существует и небольшой недочет.

Так в нем не указана обязанность работодателя провести процедуру ознакомления сотрудника с существующими трудовыми нормами и условиями труда при приеме на работу. Таким образом, часто возникают случаи, когда сотрудник подписывает трудовой контракт и соглашается с предоставленными условиями труда, которые при этом не соответствуют требуемым.

В идеале в трудовом контракте должен быть прописан перечень условия труда, организация которых входит в обязанность работодателя. Также стоит добавить, что финансирование улучшений условий и охраны труда может осуществляться и на другом уровне.

Так помимо государственной поддержки и финансирования работодателем обеспечение может поступать и от представителей персонала, т.е.

других сторон трудового контракта, которые вместе с работодателем составляют план по улучшению условий труда. Программа государственной поддержки рассчитана так, чтобы оказать помощь работодателю и иметь возможность контролировать сам процесс. Перечень трудовых условий ежегодно меняется.

Происходит это благодаря совершенствованию и улучшению условий, которые проводятся благодаря финансированию работодателя и государственной поддержке. Изменения контролируются государственными структурами, оказывающими поддержку. Работодатель в свою очередь имеет право на ежегодное финансирование со стороны государства, но опять же в небольших размерах.

Более того работодатель может самостоятельно составить перечень мероприятий, финансирование которых он планирует поручить государству. Но эти мероприятия должны входить в план по улучшению условий и охраны труда.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут Срочный вопрос Спросить юриста Также вам будут полезны следующие статьи:

Как и за счет чего осуществляется финансирование охраны труда

2075 Содержание страницы Охрана труда предполагает обеспечение всех оптимальных условий работы на предприятии. За ее организацию отвечает сам работодатель.

Он не имеет права требовать денег от своих сотрудников. В обратном случае будет зафиксировано нарушение. в области охраны труда Средства, выделенные на охрану труда, нельзя тратить на другие цели.

Компании, которые направили средства не по назначению, должны вернуть использованные средства в фонд ОТ в объеме 100%. Также компания должна выплатить штраф в Федеральный фонд ОТ. Расходование средств контролируется самим трудовым персоналом.

Его представители должны реагировать при обнаружении нарушений. Организация некоторых мер может исполняться за счет взносов, выплачиваемых при несчастных случаях и профессиональных недугах.

Как организовать в организации?

Куда направляются средства? Финансирование нужно компании для того, чтобы обеспечить адекватные условия труда.

Перечень их оговорен в статье 163 ТК РФ:

  1. Нормальное состояние помещений и оборудования.
  2. Безопасность.
  3. Нормальное состояние инструментов.
  4. Своевременная поставка документации, нужной для работы.

Обеспечение вышеуказанных условий финансируется за счет денег, которые относятся на производственные траты.

Как составить в организации? В письме Роструда №457-6-1 от 11 марта 2014 года указано, что размер финансирования должен быть определен за год. На протяжении всего этого периода компания осуществляет организацию соответствующих мер.

В итоге на их финансирование должно быть направлено не меньше 0,2% от общих расходов на производство товара или услуг. В части 3 статьи 226 не прописана верхняя планка размера вложения средств в ОТ, а потому она может быть любой. Однако размер 0,2% является обязательным.

Существуют различные целевые программы по финансированию мер по ОТ.

То есть работодатель может прибегнуть к инструментам государственной поддержки. Рассмотрим все возможные источники финансирования:

  1. Бюджет страны, поддержка со стороны государства (для ее получения ЮЛ может участвовать в целевых программах).
  2. Добровольные взносы от ЮЛ и ФЛ.
  3. Средства работодателя.

ВАЖНО! Соответствующий перечень приведен в статье 226 ТК РФ.

Работодатель должен отпускать на охрану труда не менее 0,2 своих расходов на производство товара. Этот размер может быть увеличен. Траты на охрану труда входят в себестоимость продукции при определении налогооблагаемой базы.

Сотрудники не несут расходов на ОТ. Траты на ОТ предполагают налогообложение.

Компания должна вести соответствующий учет.

При определении налога на прибыль требуется принимать во внимание положения Письма Минфина №03-03-06/1/568 от 14 августа 2007 года.

В акте указано, что при наличии всех этих условий дохода для налогообложения не образуется:

  1. Меры предпринимались для уменьшения травматизма и болезней.
  2. Меры финансируются за счет страхвзносов.

Траты при реализации этих мер не будут учитываться при вычислении налога на прибыль.

Траты на охрану труда самого работодателя в рамках нормы будут учитываться при определении налога. Относятся они к конкретным направлениям расходов в зависимости от вида затрат.

В статье 254 указано, что к материальным относятся эти траты:

  1. Покупка мыла и антибактериальных средств.
  2. Покупка молока.
  3. В структуру прочих расходов входят траты осмотры. Актуальны они, как правило, в транспортных фирмах.
  4. Покупка одежды и обуви, инструментов для защиты (перчатки, маски и прочее).
  5. Специальное питание для сотрудников, которые работают при вредных условиях.

В статье 255 НК РФ указано, что траты работодателя на оплату труда включают в себя любые начисления сотрудникам. Поэтому выплата компенсаций за работу в сложных и вредных условиях будет облагаться налогами на основании пункта 3 статьи 255 НК РФ. В пункте 3 статьи 217 НК РФ указано, что облагаться не будут все формы компенсационных выплат, выдаваемые ФЛ в связи с его выполнением своих трудовых функций.

То есть траты на охрану труда не будут считаться базой для исчисления НДФЛ. В Приказе №168н указано, что траты на ОТ относятся на эти статьи расходов:

  1. Траты на организацию медицинских осмотров, заказ профилактического питания у сторонних фирм – все это включается в подстатью 226 «Прочие услуги».
  2. Траты на обеспечение средствами ИЗ, приобретение молока, санитарные инструменты – все это входит в подстатью 340 «Повышение стоимости материальных запасов».

Все прочие затраты будут фиксироваться по подстатьям с соответствующим названием. При занесении их в ту или иную статью нужно ориентироваться на вид расходов.

В инструкции №25н (10) по бюджетному учету указано, что средства ИЗ, ингредиенты для специального питания заносятся на счет 105 00 000 «Материальные запасы». По дебету счета фиксируются сумма поступивших активов, по кредиту – объем их выбытия.

При фиксации расходов на оплату труда используются эти проводки:

  1. ДТ221001 560 КТ2302 09730. НДС по расходам на медосмотр.
  2. ДТ2 106 04 340 КТ2303 06 730. Начисление страховых взносов по производственным травмам.
  3. ДТ230222 830 КТ2201 01610. Оплата молока и средств ИЗ.
  4. ДТ230209 830 КТ2201 01610. Оплата услуг по медосмотру.
  5. ДТ 210502 340 КТ2302 22730. Оприходование молока.
  6. ДТ221001 560 КТ2302 2730. Отражение НДС по купленному молоку.
  7. ДТ230306 830 КТ2105 05440. Одежда направлена в эксплуатацию.
  8. ДТ2106 04 340 КТ2302 09730. Траты на медосмотр.
  9. ДТ210505 340 КТ2302 22730. Приобретение спецодежды за счет взносов.
  10. ДТ230222 830 КТ2201 01610. Оплата спецодежды.
  11. ДТ210505 340 КТ2302 22730. Оприходование средств ИЗ, купленных за счет работодателя.

Порядок отражения расходов по ОТ, если финансирование производилось за счет взносов на травматизм, не установлен. Поэтому компания может сама определить этот порядок.

ВАЖНО! Финансировать охрану труда за счет взносов можно только тогда, когда получено соответствующее разрешение от ФСС. Эта служба также утверждает норму расходования взносов. В статьях 163 и 212 ТК РФ указано, что работодатель должен организовать условия сотрудникам для исполнения ими трудовых функций.

Он также обязан обеспечить обязанность работы. Однако в НК РФнет перечня трат, которые можно отнести к ОТ.

По этой причине у работодателя иногда возникают затруднения. В частности, встает вопрос о том, можно ли относить к ОТ приобретение воды.

Ведь она нужна для обеспечения адекватных условий труда. Что думает по этому поводу Минфин?

В его письме №03-03-04/1/408 от 2 декабря 2005 года указано, что траты на покупку питьевой воды принимаются в снижение размера доходов при обложении прибыли только при исполнении ряда условий. В частности, это наличие заключения от эпидемиологической службы о том, что водопроводная вода не может применяться для питья.

В письме Минфина №03-11-04/2/19 указано, что приобретение воды и техники для обогрева не прописано в статье 346.16 НК РФ.

Поэтому они не принимаются во внимание при определении базы по налогу, используемому при УСН.

Финансирование мероприятий по охране труда: «пряник и кнут» от государства

Можно ли уменьшить затраты на охрану труда? Как это сделать? Какие меры воздействия на организации и их руководителей использует государство для того, чтобы реализовывались мероприятия по охране труд?

Как мотивировать работодателя своевременно выделять деньги на охрану труда?

Работодатели начинают думать об охране труда только тогда, когда произошел несчастный случай или ГИТ собирается проверить организацию. Только после проверки или произошедшего несчастного случая руководители понимают, что профилактика несчастных случаев и профессиональных заболеваний обходится дешевле, чем устранение последствий и реабилитация пострадавших работников Государство, чтобы мотивировать работодателя выполнять мероприятия по охране труда, использует тактику «кнута и пряника». «Пряник» — это меры финансового стимулирования, которые позволяют уменьшать расходы, связанные с охраной труда, «кнут» — напротив, увеличение ставок в ФСС и штрафы ГИТ при проверке за невыполнение требований по охране труда.

Сначала о «пряниках». Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) обязывает работодателя обеспечивать безопасные условия работы и охрану труда работников (ст. 212) и устанавливает минимальный уровень финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (ч.

3 ст. 226 ТК РФ) — затраты организации на охрану труда должны составляет не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Конкретный перечень мероприятий по охране должен определить сам работодатель исходя из специфики своей деятельности.

Проведение инструктажей, обучение и проверка знаний по охране труда организационные мероприятий по улучшению условий труда (разрабатываются на основе результатов СОУТ), производственный контроль или оценка профессиональных рисков — все эти мероприятия не требуют от работодателя значительных финансовых затрат и, как правило, выполняются собственными силами сотрудников организации и могут носить исключительно организационный характер. Остальные мероприятия требуют различных по величине финансовых затрат, но и их можно сократить. Первый способ установлен Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Правила финансового обеспечения предупредительных мер предусматривают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, затраты на которые могут быть сокращены на сумму, равную 20 % сумм страховых взносов социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных работодателем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году. Если в организации не более 100 работников, объем финансирования может быть определен за три предыдущих года. Упрощенно схема финансирования выглядит так: ФСС РФ позволяет работодателю не платить в следующем году страховые взносы в сумме, равной 20 % от прошлогодних взносов, если такая же сумма была потрачена работодателем на мероприятия, перечисленные в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер.

Объем финансовых средств, которые будут «возмещены» за счет перечисленных страховых взносов, можно узнать по-разному: Вариант 1. Необходимо обратиться в отделение территориального органа ФСС РФ по месту регистрации организации. В отделении есть все сведения об объеме перечисленных взносов от организации и расходов на обеспечение по страхованию, на основании которых сотрудники отделения могут сообщить размер средств, который можно реализовать в счет страховых взносов.

Вариант 2. Снова обратиться в бухгалтерию, где с точностью до копейки узнать сумму перечисленных взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также средства, затраченные на обеспечение по данному виду страхования. Следует отметить, что мероприятия, перечисленные в Типовом перечне и в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер, совпадают не полностью.

В связи с этим не все мероприятия, перечисленные в Типовом перечне, работодатель сможет реализовать за счет средств страховых взносов.

Например, за счет страховых взносов нельзя возместить расходы на оплату занятий работников спортом в клубах и секциях. К СИЗ также есть дополнительные требования.

Для возмещения расходов на их закупку они должны быть изготовлены на территории государств — членов Евразийского экономического союза, т. е. ФСС РФ возместит затраты работодателя на закупку средств индивидуальной защиты, произведенных исключительно в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, России.

Второй способ сокращения расходов представлен в Правилах установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В России для каждой отрасли экономики установлен свой страховой тариф, в соответствии с которым работодатель обязан отчислять в ФСС РФ страховые взносы.

За счет скидки к страховому тарифу работодатель может снизить отчисления взносов в ФСС РФ до 40 % для всех работников организации. Страховой тариф определяется ежегодно в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ

«О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год»

и Приказом Минтруда России от 30.12.2016 № 851н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска». Размер скидок рассчитывается ФСС РФ в соответствии с Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Расчет производится исходя из основных показателей страховых случаев, определенных по итогам деятельности работодателей за 3 года, предшествующих текущему году, с учетом сведений о результатах СОУТ и проведенных обязательных медицинских осмотров. Таким образом, чтобы получить скидку к страховому тарифу, работодателю необходимо реализовать только два мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Утверждены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524 (далее — Правилах установления скидок и надбавок к страховым тарифам).