×
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Главная - Другое - Кто меняет назначение земель участка

Кто меняет назначение земель участка

Кто меняет назначение земель участка

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?


16 октября 2021 Одной из важнейших характеристик земельного участка является вид его разрешенного использования, определяющий допустимые возможности такого использования и осуществления каких-либо видов деятельности на земельном участке его правообладателем. (не в соответствии с установленным видом разрешенного использования) является основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности (штрафные санкции налагаются в соответствии со ). Вид разрешенного использования также является главным фактором, учитываемом при определении и связанных с нею платежей (, арендной платы).

В данном материале мы разберемся в том, какие виды разрешенного использования земельных участков существуют и как изменить вид разрешенного использования земельного участка. Одним из основных принципов земельного законодательства в современной правовой системе является принцип .

Под этим принципом понимается использование земельного участка только по назначению, установленному действующими нормативно-правовыми актами.

Как правило, виды разрешенного использования земельных участков утверждаются в составе градостроительных регламентов, содержащихся в правилах землепользования и застройки () и применяющихся в пределах границ соответствующей территориальной зоны. При формировании земельных участков уполномоченные должны устанавливать виды разрешенного использования в соответствии с утвержденными ПЗЗ.
При формировании земельных участков уполномоченные должны устанавливать виды разрешенного использования в соответствии с утвержденными ПЗЗ.

Определяются виды разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков (Классификатор), утвержденным . При этом разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора (т.е.

до 24 декабря 2014 года), признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (ч.

11 ) (Закон № 171-ФЗ). Если виды разрешенного использования устанавливаются или изменяются в ПЗЗ после 24 декабря 2014 года, то они должны соответствовать Классификатору видов ( и ). Обратите внимание! До 1 января 2021 года органы местного самоуправления поселения, городского округа обязаны внести изменения в ПЗЗ соответствующих муниципальных образований в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (ч.

12 ). В случае утверждения градостроительного регламента, он включает в себя информацию о 3-х категориях видов разрешенного использования (ч. 1 ; далее — ГрК РФ):

  1. условно разрешенные;
  2. вспомогательные.
  3. основные;

Основные — это главные виды использования земельного участка в соответствующей территориальной зоне. Они отражают то назначение земельных участков, которое, по мнению разработчиков ПЗЗ, предпочтительно в рамках данной территориальной зоны, и определяются при формировании земельных участков исходя из целей использования такого участка.

Условно разрешённые не относятся к основным, но введение их допустимо градостроительным регламентом той территориальной зоны, в которую входит участок. Для установления условно разрешённого вида разрешенного использования участка требуется проведение дополнительных согласований и получение разрешения органа местного самоуправления. Вспомогательные являются дополнительными по отношению к основным и условно разрешённым видам использования, не могут быть самостоятельными от них и быть преимущественными, осуществляются только совместно с основными и условно разрешёнными видами использования участков и направлены на обеспечение функционирования их использования.

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка вносятся в в качестве дополнительных сведений о земельном участке, и указываются в о земельном участке, об основных характеристиках (п. 4 ч. 5 ; далее — Закон о регистрации). Определение видов разрешенного использования земельных участков напрямую зависит от следующих 2-х факторов:

  1. утверждены или нет в отношении территории, в пределах которой располагаются земельные участки, , и соответственно ;
  2. относятся ли земельные участки к тем категориям участков, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются или на которые действие градостроительных регламентов не распространяется.

Необходимо отметить, что градостроительный регламент может быть утвержден только в отношении земель определенных категорий.

Например, это земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, за исключением сельскохозяйственных угодий, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Не устанавливается градостроительный регламент в отношении:

  1. земель запаса,
  2. земель, покрытых поверхностными водами,
  3. земель лесного фонда,
  4. земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов),
  5. сельскохозяйственных угодий,
  6. земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

  1. в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в , а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными ;
  2. предоставленные для добычи полезных ископаемых.

  3. в границах территорий общего пользования;
  4. предназначенные для размещения и (или) занятые линейными объектами;

Порядок изменения вида разрешенного использования также зависит от наличия или отсутствия в отношении территории, в пределах которой располагаются земельные участки. Если такой градостроительный документ на земельный участок утвержден, то положения об изменении видов разрешенного использования включаются в его содержание.

Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования осуществляется в этом случае в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Важно! Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только в том случае, если планируемое использование не приведет к нарушению в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка в этом случае также зависит от того, к какой категории относится выбранный вид (основной, вспомогательный или условно разрешенный). Правообладатель земельного участка имеет право самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований, изменить основной и (или) вспомогательный вид разрешенного использования своего участка в рамках перечня видов, предусмотренных градостроительным регламентом (судебной практики Верховного суда РФ № 3 (2018)).

Важно! Из этого правила есть исключения:

  1. органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия.
  2. арендаторы, которым земельный участок был предоставлен в аренду для определенного вида использования или договор аренды с которыми был заключен на торгах;

Итак, чтобы изменить вид разрешенного использования земельного участка, собственнику земельного участка необходимо выполнить следующие шаги: Шаг 1 — запросить в местной администрации выписку из ПЗЗ либо с целью ознакомиться с основными и вспомогательными видами разрешенного использования, установленными в градостроительном регламенте для той территориальной зоны, в которой участок расположен, и сделать свой выбор.Шаг 2 — для внесения в сведений об изменении вида разрешенного использования. В заявлении следует указать новый выбранный вид разрешенного использования участка (основной и (или) вспомогательный), а в качестве документа–основания для внесения таких изменений в ЕГРН — решение об утверждении ПЗЗ для соответствующей территории.

Важно! Установить вспомогательный вид разрешенного использования для земельного участка вместо основного нельзя (п.

3 ч. 1 , судебной практики Верховного суда РФ № 3 (2018)).Рекомендации! В случаях, когда в ЕГРН не внесены сведения о территориальных зонах соответствующего муниципального образования, приложите к заявлению выписку из ПЗЗ, подготовленную местной администрацией. Если земельный участок находится в публичной собственности, то выбор основного и (или) вспомогательного видов разрешенного использования осуществляется в следующем порядке: уполномоченный на распоряжение земельными участками орган принимает решение об установлении (изменении) вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с ПЗЗ и направляет его в Росреестр в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Чтобы изменить вид разрешенного использования земельного участка на условно разрешенный, нужно получить разрешение.

Порядок получения данного разрешения установлен , и предусматривает следующее:

  1. в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия;
  2. проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования рассматривается на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;
  3. на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации;
  4. заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка лицо направляет заявление о предоставлении разрешения в специальный орган (комиссию по подготовке ПЗЗ при местной администрации);
  5. глава местной администрации после поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Обратите внимание!

Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается (ч. 2, 9, 11 , судебной практики Верховного суда РФ № 3 (2018)).

После принятия соответствующего решения правообладатель земельного участка вправе использовать земельный участок в соответствии с условно разрешенным видом использования. Решение местной администрации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования является основанием для внесения изменений в в части вида разрешенного использования земельного участка.

Решение местной администрации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования является основанием для внесения изменений в в части вида разрешенного использования земельного участка. Такое решение должно быть направлено в Росреестр в порядке межведомственного электронного взаимодействия в течение 5 рабочих дней с момента вступления в силу. Если сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка не были внесены в ЕГРН, то заинтересованное лицо может самостоятельно об изменении вида разрешенного использования земельного участка на основании указанного решения.

Рассматривается такое заявление в срок не более 15 рабочих дней.

При подтверждении органом местного самоуправления, в ответ на запрос Росреестра, информации об изменении вида разрешенного использования земельного участка, соответствующие изменения вносятся в ЕГРН. Изменение вида разрешенного использования земельного участка на не предусмотренный градостроительным регламентом осуществляется посредством принятия нормативного акта о (ст., , ч.

1 ). Правообладатель земельного участка вправе направить в комиссию по подготовке ПЗЗ предложение о внесении изменений в ПЗЗ в инициативном порядке либо в случаях, если в результате их применения (п.
5 ч. 3 ):

  1. причиняется вред их правообладателям;
  2. снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства;
  3. не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
  4. земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно;

Комиссия в течение 30 дней со дня поступления предложения осуществляет подготовку заключения о рекомендации внесения изменения или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения и направляет это заключение главе местной администрации (ч.

4 ). С учетом заключения комиссии глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в ПЗЗ или об отклонении предложения о внесении и направляет копию такого решения заявителю (ч.

5 ). Наиболее проблемным является вопрос о возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков, в отношении которых градостроительный регламент не устанавливается или его действие не распространяется. В настоящее время федеральным законодательством такая процедура не предусмотрена, несмотря на прямое указание необходимости этого в п.

В настоящее время федеральным законодательством такая процедура не предусмотрена, несмотря на прямое указание необходимости этого в п. 5 . В 2015 году озвучило позицию, что порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, до принятия федерального закона может быть определен законодательством субъекта Российской Федерации. Эта позиция не в полной мере соответствует положениям ГрК РФ (п.

7 ), которыми предусматривается, что порядок изменения вида разрешенного использования для рассматриваемых земельных участков должен быть определен федеральным законом. Таким образом, до принятия специального федерального закона, регулирующего данный вопрос, изменение вида разрешенного использования сопряжено с существенными рисками (отзыв градостроительного плана и разрешения на строительство, а также признания постройки самовольной и т.д ). В таких условиях единственным безопасным способом изменения вида разрешенного использования является изменение категории земельного участка на ту категорию, которая предполагает утверждение градостроительного регламента.

Порядок и условия такого перевода предусмотрены . Если же земельный участок входит в состав земель, в отношении которых должен быть утвержден, то до его утверждения в отношении видов разрешенного использования таких земельных участков хотелось бы отметить следующее: В этом случае нельзя говорить о наличии основных, вспомогательных и условно разрешенных видов разрешенного использования, которые вводятся только градостроительным регламентом.

В силу п. 3 при отсутствии ПЗЗ не допускается выдача разрешений на строительство в целях строительства или реконструкции объектов капитального строительства, за исключением установленных законом случаев (строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительные регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях). Соответственно, получается, что в случае отсутствия утвержденных ПЗЗ, составной частью которых является градостроительный регламент территории, в отношении которой ПЗЗ должны быть утверждены, выбор правообладателями земельных участков, попадающих в соответствующую территорию, вида разрешенного использования и осуществление строительства в соответствии с выбранными видами разрешенного использования фактически невозможны, что является серьезным ограничением в использовании земельных участков. Необходимо отметить, что до недавнего времени действовал переходный период, допускающий выбор вида разрешенного использрвания и осуществление строительства на земельных участках, в отношении которых должен быть утвержден градостроительный регламент.Остались вопросы — мы ответим!

.статьи на нашем сайте.

Перевод земель из одной категории в другую: все об изменении целевого назначения участка

26.03.2018 Все территории в Российской Федерации разделены на участки в зависимости от их состава. Независимо от того, кто является собственником земли, земельным наделам обязательно присвоена категория – правовой режим, устанавливающий допустимые способы использования недвижимости. Владелец (землепользователь) не вправе изменять категорию самостоятельно – строго регламентированный порядок перевода и регистрации позволяет избежать злоупотреблений при эксплуатации участка.

Граждане чаще всего сталкиваются с необходимостью перевести участок из одной категории в другую, когда речь идет о небольших земельных наделах, полученных много лет назад в пользование от муниципалитета или садоводческого некоммерческого товарищества (далее в тексте – СНТ). Даже оформление в собственность или приватизация такой земли не дает владельцу официального права построить и зарегистрировать на этой территории жилой дом или иной объект, не отвечающий целевым требованиям. Чтобы поставить строение на государственный учет, необходимо получить разрешение на перевод земель из одной категории в другую.

Земельным кодексом (далее в тексте – ЗК РФ) земля распределяется на следующие категории:

  • Водный фонд.
  • Промышленные. Участки этой категории отводятся под строительство транспортных путей и зданий, зданий обороны и безопасности страны, под строения энергетики, связи и ведения научных программ и прочие специальные цели.
  • Лесной фонд (читайте: как ).
  • Земли запаса. Государственные участки, не переданные в пользование гражданам или организациям и не проданные в собственность.
  • Земли населенных пунктов (далее в тексте – ЗНП). Наделы, отведенные под застройку жилых объектов. Главная особенность таких земель – они не могут находиться на земельных территориях иного назначения или в частных владениях.
  • Особо охраняемые. К ним относятся изъятые (частично изъятые) из общего оборота территории, имеющие ценное значение.
  • Сельскохозяйственного назначения (далее – ЗСХН). Земельный ресурс, необходимый для производства сельскохозяйственной продукции: пастбища, пашни, наделы под садоводство и огородничество, лесозащитные полосы, водоемы для выращивания рыбы и земли аналогичного свойства.

Изменение назначения для земельного участка сегодня регулируется положениями ЗК РФ и Федеральным законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 (актуальная редакция от 29.07.2017 г., далее в тексте – ФЗ 172). Прежде чем начинать процедуру перевода категории земельного надела в другой правовой статус, владельцу (пользователю) потребуется уточнить, может ли разрешить законодательство подобные изменения. Положениями ФЗ 172 устанавливаются ограничения и обязательные условия, которые потребуется соблюдать для смены категории того или иного вид земель:

  • Для ЗСХН. Перевод таких ценных для государства наделов на общих основаниях запрещен (пункт 2 ст. 7 ФЗ 172). Исключительные обстоятельства, допускающие изменения, предусмотрены для наделов, стоимость которых ниже, чем 50% от средней кадастровой цены на землю в регионе. К таким условиям закон относит следующие причины изменения категории:
  1. строительство дорог, ЛЭП, трубопроводов;
  2. перевод в водный или лесной фонд, в зоны запаса земли, если территория ЗСХН стала непригодной для эксплуатации;
  3. создание особо ценных зон;
  4. расширение ЗНП;
  5. запланированная разработка на месте ЗСХН полезных ископаемых;
  6. консервация территории;
  7. размещение социальных объектов, в том числе для образования и здравоохранения, если нет другой территории для строительства данного объекта.
  8. для нужд обороны, выполнения международных государственных проектов;
  9. запланированное возведение промышленных сооружений;

Вам может быть интересно, как

  • ЗНП.

    Изменяется вместе с расширением (уменьшением) пределов населенного пункта (ст. 8 ФЗ 172).

  • Земли с особым статусом (охраняемые, ценные). Переводятся в другую категорию крайне редко по причине потери ценных свойств (ст.

    10 ФЗ 172). И напротив, статус особо охраняемой зоны может получить любая территория, за исключением ЗНП, при наличии условий для создания в этой местности туристической, природоохранной или иной аналогично ценной зоны.

  • Лесные и водные территории. Переводятся при создании особо ценных участков или возведении объекта государственного (муниципального) значения, а также интегрируются в расширяемые границы населенного пункта (ст. 11, 12 ФЗ 172).
  • Промышленные зоны можно переводить в иные категории без особых ограничений (ст.

    9 ФЗ 172), но при условии полного восстановления по плану рекультивации.

Следует уточнить, что ограничения на перевод конкретной территории в другую категорию могут налагаться специальными нормативными актами. Узнать наверняка, может ли осуществляться процедура перевода для конкретного участка, можно, заранее направив запрос в земельно-имущественный отдел муниципалитета, в ведомстве которого находится эта земля. Инициировать процедуру перевода имеет право собственник надела или землепользователь, которыми могут являться граждане, представители юридического лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП) или общины малых коренных народов России, а в отдельных случаях – компетентные органы государственной (муниципальной) власти.

Пошаговая инструкция смены категории земель выглядит следующим образом (ст. 3 ФЗ 172): Полный перечень документации содержит статья 2 ФЗ 172:

  • Выписка, подтверждающая регистрацию ИП или ЮЛ (при необходимости).
  • Выписка из ЕГРН – Единого государственного реестра недвижимости. При отсутствии у владельца (пользователя) бумажного экземпляра с печатью, запрос на получение направят исполнительные органы.
  • Документы, подтверждающие приобретение права собственности на землю (, свидетельство о наследовании и прочее) или согласие от собственника, если участок эксплуатируется на праве пользования.
  • Паспорт или иное удостоверение личности подателя ходатайства.
  • Заключение экологической экспертизы.

Последний документ обязателен не для каждой категории недвижимости, а в условиях, определенных федеральными законами. Помимо перечисленного, от заявителя могут запросить дополнительные документы в соответствии с федеральными (муниципальными) нормативными актами и постановлениями Правительства РФ (п.

2 ст. 2 ФЗ 172). В зависимости от принадлежности участка земли, с ходатайством следует обращаться в земельно-имущественный департамент регионального правительства или местного самоуправления.

Документ составляется в свободной форме или на бланке, утвержденном компетентными органами. Образец заполнения ходатайства можно найти на информационных стендах или на сайте ведомства, принимающего подобные заявления.

При составлении нужно указать:

  1. ;
  2. обосновать причину перевода в данную категорию.
  3. действующую категорию надела и категорию планируемого перевода;
  4. права заявителя на землю;

Принятое заявление рассматривается в течение 2 месяцев (в городских, муниципальных органах власти) или 3 месяцев (региональным правительством или Правительством РФ). Уведомление о переводе (отказе в переводе) земельного надела в иную категорию направляется заявителю в течение 2 недель с момента вынесения решения. При положительном результате земельно-имущественным департаментом составляется акт о переводе земли в заявленную категорию.

Оформлять заново прочую документацию на землю при этом не потребуется.

Копия акта направляется из местной (региональной) администрации в территориальный отдел Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии (отдел Росреестра) в десятидневный срок со дня утверждения решения.

Изменения вносятся в ЕГРН на основании этого акта (ст.5 ФЗ 172).

Услуга по уведомлению Росреестра о смене категории предоставляется заявителю бесплатно. За оказание госуслуги по внесению изменений в ЕГРН владельцу (пользователю) участка понадобится оплатить госпошлину в размере 350 руб. (ст. 333.33 НК РФ). После постановки на регистрационный учет владелец участка может начать использование надела в соответствии с новым правовым статусом земли.

(ст. 333.33 НК РФ). После постановки на регистрационный учет владелец участка может начать использование надела в соответствии с новым правовым статусом земли.

Отказать заявителю могут еще на этапе представления ходатайства. Причинами для этого могут послужить отсутствие у этого лица права на представление ходатайства, а также неправильное или неполное оформление обязательных прилагаемых документов.

Для повторного заявления нужно устранить все указанные в отказных документах недочеты. Официальный отказ перевести участок земли в другую категорию выносится по основаниям, перечисленным в ст.

4 ФЗ 172:

  1. ограничение (запрет) на перевод в другую категорию, наложенный действующим законодательством;
  2. заявленная категория противоречит целевому назначению надела;
  3. экологической государственной экспертизой установлены негативные последствия предстоящего перевода.

Еще одна причина, из-за которой не может производиться перевод – если заявленной территории слишком высока (более 50% относительно средней стоимости по региону).

В любом из указанных случаев заявителю полностью вернут пакет документов в течение 30 рабочих дней с момента представления ходатайства, уведомив о причине отказа. Заявитель может оспорить вынесенное решение через суд и при положительном решении суда направить новое ходатайство. Порядок обжалования выглядит следующим образом:

  • Составить и подать исковое заявление о признании составленного акта незаконным. К заявлению приложить документы:
  • Получить на руки акт в имущественно-земельном отделе.
  1. копию ходатайства и сопровождающих документов;
  2. ксерокопию выданного акта;
  3. квитанцию об оплате госпошлины;
  4. иные документы, имеющие отношение к судебному процессу.
  5. документацию, подтверждающую нелегитимность отказа или разрешения на перевод;
  • Подать повторное ходатайство, приложив к пакету документов решение суда.
  • Если суд удовлетворил требования искового заявления, получить в канцелярии экземпляр судебного решения.
  • Получив уведомление о месте и дате рассмотрения, явиться в суд к назначенному времени.

Собственник дачного надела гражданин П.

подал в суд исковое заявление с просьбой признать незаконным акт об отказе на перевод надела из земель сельхозназначения в категорию ЗНМ. Свой иск гражданин П. обосновал тем, что в связи с запланированным на 2017 – 2021 годы расширением жилого микрорайона, решением собрания районной Думы Стародворского муниципального района № 321-р утвержден генеральный план городского поселения Веселое Стародворского района, по которому его дача внесена в пределы г.

п. Веселое. 01 июля 2017 года гражданин П.

направил ходатайство в администрацию Стародворского района о включении своего надела в территорию г. п. Веселое и переводе дачной земли из категории ЗСХН в ЗНП под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Администрацией Стародворского района было вынесено решение отказать во включении участка в границы г.

п. Веселое по причине того, что еще не начато строительство жилого комплекса, из-за которого расширяются границы поселка. Рассмотрев представленные материалы, суд пришел к выводу, что акт об отказе, выданный в ответ на ходатайство гражданина П., является необоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ 172 расширение территории городского поселения, закрепленное градостроительным планированием – законная причина для перевода дачных ЗСХН в заявленную категорию ЗНП На основании этого суд вынес решение о признании недействительным акта администрации Стародворского района, а также признал за гражданином П. право на включение принадлежащей ему земли в г.

п. Веселое Стародворского района и право на перевод заявленного надела из категории ЗСХН в ЗНП. Поделиться с друзьями:

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Земля в населенных пунктах (города, поселки, села и др.) территориально поделена на зоны. Согласно Градостроительному кодексуРоссийской Федерации (далее – ГрК РФ) они называются — территориальные зоны.

Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты. Для каждой такой территориальной зоны местные власти устанавливают правила: для чего можно использовать землю, какие объекты недвижимостиможно строить, их параметры по высоте, отступы от границ земельного участка и пр. параметры. Цели использования земельного участка и тех объектов недвижимости, которые на нем расположены, в законодательстве называются виды разрешенного использования.

Вид разрешенного использования (далее — ВРИ) – это установленное в публичном порядке допустимое функциональное использование земельного участка, существующих и возводимых на нем капитальных объектов, т.е. тот вид деятельности, для ведения которой могут использоваться земельный участок и размещенные на нем объекты недвижимости. ВРИ является главным фактором при определении кадастровой стоимости земельного участка, от размера которой зависит, например арендная плата, земельный налог.

ВРИ делятся на основные, вспомогательные и условно разрешенные.

При этом вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному или условно разрешенному.

Установить его вместо основного нельзя. Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (далее –ППЗ) для конкретного муниципального образования, а также классификатором, утвержденнымприказом Минэкономики России от 01.09.2014 № 540. ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования, который принимаются в каждом населенном пункте.

Чтобы узнать, как изменить вид разрешенного использования участка в данном муниципальном образовании, необходимо уточнить — приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом. Так, согласно части 4 статьи 37 ГрК РФ правообладатель земельного участка может самостоятельно выбирать основные и вспомогательные ВРИ земельного участка без согласия органа местного самоуправления, если участок находится в частной собственности и расположен на территории, для которой утверждены правила землепользования и застройки. Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Поскольку изменение разрешенного использования земельного участка осуществляется с использованием процедуры государственного кадастрового учета, следовательно, собственнику земельного участка необходимо обратиться с заявлением, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №920, в орган регистрации прав для установления выбранного вида разрешенного использования земельного участка. Заявитель также может представить по своему желанию, например, копию выписки из ПЗЗ, акт соответствующего органа о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Данная государственная услуга предоставляется заявителям бесплатно.

Заявление можно подать в любой удобный офис приема документов Многофункционального центра «Мои документы» (далее – МФЦ).

Со списком офисов приема документов МФЦ можно ознакомиться на сайте Росреестра по адресу: В случае принятия решений (актов) об изменении разрешенного использования земельного участка, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять соответствующие документы в орган регистрации прав для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Однако есть случаи, когда нельзя изменить ВРИ: — когда договор аренды земельного участка заключили на торгах; — когда земельный участок дан в аренду для конкретного ВРИ.

Если хотите изменить ВРИ на определенный вид, но для него написаны такие параметры (и это внесено в ПЗЗ или градостроительный регламент), которые не позволяют использовать его так, как вы планируете. Также следует обратить внимание, что в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка может измениться его кадастровая стоимость, что повлияет на размер земельного налога. А.Н.Демдек, специалист – эксперт Кызылского отдела Управления Росреестра по Республике Тыва

Процедура изменения целевого назначения земельного участка

Содержание Согласно законодательству земля считается имуществом.

Собственник вправе продавать/менять/дарить/завещать участок.

Государство старается контролировать использование и реализацию территорий.

Поэтому любые процедуры, связанные с ними, должны осуществляться официально. Например, изменение целевого назначения земельного участка. Как это происходит на практике, насколько сложна процедура?

Стоит разобраться подробнее. Любое имущество разделяется согласно своему назначению. К примеру, строения бывают жилыми или нежилыми.

Жилые здания нужны для постоянного проживания, в нежилых устраивают склады, рабочие помещения или офисы. Земельные участки также имеют разное назначение, которое определяется их классовой принадлежностью.

Все основные сведения хранятся внутри единой системы Росреестра, наряду с принадлежностью и внешними характеристиками территорий. Эти данные помогают выявить категорию участков. В законодательстве, в частности, Земельном кодексе, указан механизм, по которому граждане – собственники могут по необходимости изменить существующее назначение своих наделов.

Для этого существуют 2 разных варианта:

  • Смена разрешения. Это частная процедура, при которой категория останется неизменной. К примеру, назначение земли установлено как «овощеводство», но владелец планирует разводить там скот. Соответственно, ему потребуются специальные земли, годные под пастбища. Тогда нужно менять лишь разрешение, притом категория – сельскохозяйственные земли – останется.
  • Смена категории. Нужна, если владелец, имеющий землю ЛПХ, желает построить там настоящий гостиничный комплекс. Тогда чтобы превратить надел в ИЖС, он будет собирать бумаги, чтобы сменить категорию.

Зачем нужно? Необходимость процедуры обуславливается желаниями собственника. Согласно законодательству использование надела должно соответствовать данным его кадастрового паспорта.

Нельзя самовольно менять установленный ранее порядок.Важно: перед началом процедуры изменения существующего целевого назначения или общей категории земли подумать хорошенько, как именно использовать территорию.

7 статья в ЗК РФ подчеркивает, что определение любой земельной категории обычно ведется по целевому назначению.

Выходит, любой участок земли имеет свою конкретную цель. И обязанности собственника – следовать ей.

Тогда практическое использование надела будет осуществляться согласно данным Росреестра.

Здесь важно не путать «категория земли» с «целевым назначением». Когда первое определение масштабное, оно включает все категории, на которые потом делится земля согласно главному своему целевому назначению:

  1. водный фонд;
  2. сельхозназначение;
  3. промышленности и пр.
  4. лесной фонд;
  5. историко-культурные;
  6. природоохранные территории;
  7. земли для осуществления застройки;

Каждая из вышеперечисленных категорий имеет свои, отдельные разновидности целевого назначения.

Любой землевладелец, при необходимости, вправе сменить существующее функциональное обозначение надела, притом категория останется нетронутой.

Сменить же саму категорию крайне сложно, требует предъявления веских оснований, это долгая и муторная процедура.

Особенности процедуры отражены на страницах Земельного кодекса, а также в законе ФЗ 172. Итак, гражданин решил осуществить смену функционального значения имеющейся у него территории. Порядок действий, список документов НаименованиеПодробности Посещение администрацииНужна местная администрация (муниципалитет).

Туда собственник либо приходит самостоятельно, либо действует через доверенное лицо.

Узнать, где находится муниципалитет, можно по интернету.

Гражданин излагает свои цели в составленном им заявлении.

Затем прикладывает к нему следующие бумаги: ● паспорт гражданина (нужна копия с демонстрацией оригинала); ● правоустанавливающий документ (нужна копия с демонстрацией оригинала); ● кадастровый паспорт (можно выписку ЕГРН); ● межевой план; ● проектная документация; ● письменные расчеты, отражающие эффективность практического использования земли сначала по имеющемуся назначению, потом после смены статуса Создание комиссииЧтобы изучить заявку и присланные с ней документы, создается специальная комиссия.

Срок рассмотрения – максимальный 10 дней.

После чего назначается дата будущего заседания, об этом заранее уведомляются соседи заявителя Обходной листАдминистрация передает его заявителю, там списком указаны организации. Гражданин поочередно обходит их и согласовывает будущее изменение статуса у своего надела. Причем их согласие должно быть письменным: ● Земельный комитет; ● природоохранительные органы; ● комитет по архитектуре; ● санэпидемстанция.

Примерный список Открытые слушанияОни проходят примерно 40 дней (датой отсчета можно считать подачу заявления).

Там вправе присутствовать все, кто как-то заинтересован в исходе затеваемого дела: экологи, инженеры – геодезисты и пр.

Все замечания и комментарии присутствующих обязательно фиксируются внутри составляемого протокола. Его изучит глава администрации, после чего примет решение Новая регистрацияЕсли заявку решили удовлетворить, гражданина своевременно уведомляют, выслав письменное подтверждение. Теперь ему остается внести указанные администрацией изменения в основные правоустанавливающие документы.

Это делается в МФЦ или местном Росреестре. После обновленной регистрации заявитель получает свою выписку ЕГРН Важно: в общем вся процедура займет примерно 1,5—2 месяца в соответствии с нормами ЗК РФ. Заявку гражданин оформляет письменно, составляя специальное заявление.

Это стандартный деловой документ, в котором должны находиться следующие данные:

  1. перечень всех прилагаемых документов;
  2. номер участка согласно кадастру;
  3. «основная часть» – указать имеющуюся категорию своего надела;
  4. данные заявителя (его Ф. И. О., адрес, контактные телефоны);
  5. «шапка» – наименование адресата, включая адрес учреждения;
  6. основания, подтверждающие значимость просьбы владельца;
  7. подпись заявителя, дата.
  8. желаемую категорию (целевое назначение);

Кстати, желательно вписать соответствующие нормативные акты, статьи ЗК РФ и федерального закона (ФЗ 172). Придерживаться нейтрального делового стиля, без помарок, исправлений и приписок. Важно: ключевую роль сыграют не приложенные бумаги, а весомые основания, перечисленные автором.

Готовое заявление можно попросить у специалистов МФЦ или посмотреть в интернете. Само рассмотрение ходатайства считается бесплатным, здесь госпошлины нет.

Заявителя ждут иные расходы:

  1. госпошлина за проведение регистрации;
  2. разработка подробной проектной документации;
  3. консультация юриста.
  4. проведение экспертиз;

Специалисты обычно назначают индивидуальные цены, поэтому предугадать что-то довольно трудно. К счастью, рынок услуг разнообразен и велик, можно выбрать фирмы с демократичными расценками.

Однако, общая стоимость смены существующего назначения будет довольно приличной. Поэтому стоит заранее прикинуть, имеются ли у собственника довольно серьезные для проведения такой процедуры основания.

Госпошлина требуется для регистрации, она составит 350 рублей (если заявитель физлицо). Бывает, что, вместо положительного решения, администрация высылает отказное уведомление. Почему? Основные причины:

  1. имеется запрет согласно федеральным или же региональным законам;
  2. негативный вывод проведенной экологической экспертизы;
  3. не хватает письменных согласований;
  4. недостаточная аргументация;
  5. нет требуемых документов (или не все собраны);
  6. надел переводят в общий лесной фонд.
  7. земли уникальные, менять специфику их использования нельзя;
  8. неправильно или неграмотно заполнены бланки;

Важно: причина отказа будет подробно описана в присланном уведомлении.

Бывает, что она исправима, и гражданин может повторно обратиться, как только учтет замечания. Он вправе оспорить отказ, если считает его незаконным, в судебном порядке. Можно ли менять целевое применение своего ЗУ не полностью?

Да. Например, территория приличная, и хозяин планирует использовать ее по-разному.

Он может менять назначение:

  1. его доли.
  2. всего участка;

Причем площадь и расположение доли нужно указывать в своем заявлении подробно. Тогда надел будет поделен на несколько конкретных секторов.

Делается землеотвод, и, закончив процедуру смены, собственник сможет начать планируемую деятельность. Например, изначально он думал одну часть приобретенной земли использовать на строительство, оставшуюся часть на нечто другое.Иногда природные катаклизмы или форс-мажорные обстоятельства насильно меняют первоначальные характеристики участка. Как пожар, наводнение или сход селя.

Тогда территории, бывшие ранее плодородными лугами, могут стать выжженной неблагоприятной пустыней или залитым водой болотом. Допустима смена существующей категории. Конечно, масштаб происшествия оценит приглашенный специалист, его отчет потом изучат представители администрации.

Можно сдавать после окончания процедуры надел кому-нибудь в аренду?

Да, главное, чтобы арендатор использовал его согласно указанным в Росреестре характеристикам участка. Поделиться с друзьями: ТвитнутьПоделитьсяПлюсанутьПоделитьсяОтправитьКласснутьЛинканутьЗапинить

Как правильно провести смену назначения земельного участка

Источник pronovostroyku.ru Изменить категорию земельного участка непросто.

Но если подойти к делу профессионально, то конечный результат будет положительным.

Здесь важно грамотно преподнести аргументы в пользу начавшейся процедуры.

Еще немного вниманияНезнание закона не освобождает от ответственности.

Поэтому, прежде чем приступать к какому-нибудь действу, связанному с землей, лучше получить профессиональную консультацию у юриста. Еще лучше – передать ему полномочия, чтобы он довел дело до конца.

Хотелось бы услышать в комментариях о тех, кто уже имел практику перевода земельного участка в другую категорию. Оценок 0 Согласен на обработку персональных данных.

  1. Поделиться:

Популярные статьи Внутренняя отделка 34705 03 августа 2021 Кровля 22338 19 марта 2018 Для дома и сада 21761 06 марта 2021 Внутренняя отделка 19408 09 ноября 2018 Внешняя отделка 19114 20 марта 2018 Хотите сэкономить нервы и деньги!?

Подпишитесь на акции и скидки! Согласен на обработку персональных данных.

Подписаться Прочитав данную статью, вы узнаете, что такое

  1. изменить назначение земельного участка
  2. изменение целевого назначения земельного участка
  3. как поменять назначение земельного участка
  4. смена назначения земельного участка
  5. изменение назначения земельного участка

Новости отрасли 25 18 марта 2021 Для дома и сада 17638 08 мая 2018 Кровля 3905 27 января 2021 Читайте также Copyright © 2013-2021. Малоэтажная страна. Выставка продажа домов на Белой Даче.