×
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Главная - Международное право - Международные организации и правовые нормы в сфере искусства и культуры

Международные организации и правовые нормы в сфере искусства и культуры

Международные организации и правовые нормы в сфере искусства и культуры

Международные межправительственные организации в области защиты культурных ценностей Текст научной статьи по специальности «Право»


112 Юридические науки УДК 341 МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Костюкова А.В., кандидат исторических наук, доцент, директор Новгородского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, г. В. Новгород Е-mail: Костюкова П.А., магистрант, Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, г. В. Новгород E-mail: Статья посвящена проблеме сохранения и защиты культурных ценностей. Анализ проблемы проводится на основе деятельности международных организаций.

В статье авторами исследуются нормативные правовые акты, регулирующие, как вопросы сохранения и защиты культурных ценностей, так и деятельность международных организаций.

Ключевые слова: культурные ценности, историческое и культурное наследие, международная защита, международные организации.

INTERNATIONAL INTERGOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF PROTECTION OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS Bakurova E.N., candidate of historical sciences, associate professor, Director of Novgorod branch of Russian presidential academy of national tconomy and public administration, city of V.

Novgorod Kostyukova Р.А., postgraduate student, iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . North-West institute of management, Russian presidential fcademy of national economy and public administration, city of V. Novgorod The article deals with the problem of preservation and protection of cultural heritage objects.

The problem is analyzed on the basis of activities of global organizations. In the article the author researches regulations that deal with issues of preservation and protection of cultural heritage objects and activities of global organiz.

Key words: cultural objects; historic and cultural heritage; international protection; global organizations. Развитие современного международного права напрямую связано с появлением в начале XX в. международных организаций. Количество международных организаций неизменно возрастает.

Они не только расширили круг субъектов международного права, но и стали важнейшими международными институтами.

Причина стремительного развития международных организаций заключается в том, что международные отношения невозможно себе представить без институционализированных форм сотрудничества. Международные организации являются основным элементом процесса институционализации, поскольку их могут созда- вать их же ведущие члены без преувеличения с любой целью и наделять полномочиями в соответствии с их функциями [7]. Развитие юридически самостоятельных и дееспособных международных организаций произошло с учреждением Лиги Наций (1919 г.), а затем и Организация Объединенных Наций (1945 г.).

Лига Наций — первая в истории человечества международная организация общей компетенции, созданная по окончании Первой мировой войны (Устав Лиги Наций был принят одновременно с Версальским договором 1919 г.). Главной задачей Лиги Наций являлось обеспечение коллективной безопасности в Европе и во всем мире, предотвращение новых военных конфликтов. С этой задачей Лига Наций, как известно, не справилась, что и объясняет преимущественно негативную оценку ее деятельности в современной международно-правовой литературе [11].

Несмотря на все очевидные недостатки, которые отмечались в деятельности Лиги Наций, идея международных организаций не утратила смысла. В связи с чем, после Второй мировой войны развитие международных отношений без учреждения таких организаций не представлялось возможным. Лига Наций закончила свое существование только после того, как к работе приступила ООН.

Организация Объединенных Наций была создана странами, одержавшими победу во Второй мировой войне. К целям организации относится поддержка международного мира и безопасности; развитие дружественных отношений между нациями; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии [9]. Организация Объединенных Наций содействует международному сотрудничеству, разрешает международные проблемы в области культуры.

Важным направлением деятельности ООН является международное экономическое и социальное сотрудничество, предусмотренное в главе IX Устава ООН. В ст. 55 перечислены конкретные задачи в указанной сфере: содействие повышению уровня жизни и условиям экономического и социального прогресса, разрешению международных экономических и социальных проблем, международному сотрудничеству в области здравоохранения и культуры и уважению и соблюдению прав человека без дискриминации. В соответствии со статье 60, ответственность за выполнение задач в области международного экономического и социального сотрудничества ООН возлагает на Генеральную Ассамблею и Экономический и Социальный Совет.

Международное сообщество признает, что культура и культурное разнообразие является основой духовной и интеллектуальной жизни общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . На Конференции, проходившей 1-16 ноября 1945 г., Организации Объединенных Наций по созданию Организации по вопросам образования и культуры 37 государств подписали Устав, провозглашающий рождение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Устав был подписан 16 ноября 1945 г.

и вступил в силу в 4 ноября 1946 г.

(после его ратификации 20 государствами). Задачей Организации является содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод для всех народов без различия расы, пола, языка или религии [10]. ЮНЕСКО — это единственная организация в мировом сообществе, детерминирующая глобальные международно-правовые акты как инструменты, определяющие мировую культурную, информационную, коммуникационную политику, реализующая проекты по сохранению культурного наследия и расширению культурного сотрудничества, приобщая человечество к культурному наследию и в классическом, и в цифровом форматах [12].

ЮНЕСКО стремится к установлению между народами тесных связей, способствует развитию межкультурного диалога и взаимопонимания посредством поощрения культурного разнообразия. В вопросах культуры деятельность ЮНЕСКО направлена на укрепление потенциала в области защиты, популяризации и передачи культурного наследия; развитие творческого потенциала и поощрение многообразия форм культурного самовыражения; защиту культурного наследия, находящегося под угрозой; продвижение идеи общей истории и памяти в целях примирения и установления диалога. ЮНЕСКО сотрудничает со многими межправительственными организациями, разделяющими ее цели и миссии.

ЮНЕСКО расширила и укрепила сотрудничество с межправительственными организациями, заключив 87 официальных соглаше- 114 А.В.

КОСТЮКОВА, ПА КОСТЮКОВА ний, направленных на повышение эффективности работы организации, благодаря совместной деятельности на национальном, региональном и международном уровнях. В сфере охраны культурных ценностей тесное сотрудничество с ЮНЕСКО осуществляют различные международные неправительственные организации [5].

Культурные ценности служат основой для развития международных отношений. Благодаря международному сотрудничеству в сфере защиты и сохранения объектов культурного наследия укрепляются культурные связи, интенсифицируется обмен опытом, создается единое культурное и правовое пространство [4]. Для сохранения мирового культурного наследия существует необходимость в организациях, функционирующих на правовых началах и правовых принципах, согласующихся с существующими международно-правовыми актами, такими как Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов 1954 г.

[2], Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г.

[3], Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия 2003 г. [6]. Наиболее важным актом в вопросах сохранения культурных ценностей является Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия [1], принятая на 17-й сессии ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. Основное содержание Конвенции 1972 г.
Основное содержание Конвенции 1972 г.

составляют меры по оказанию международной помощи с целью охраны, сохранения, популяризации или восстановления культурных ценностей. В соответствии с положениями раздела III Конвенции было предусмотрено создание при ЮНЕСКО Межправительственного комитета по охране всемирного культурного и природного наследия или Комитета всемирного наследия (World Heritage Committee, Intergovernmental Committee for the Protection of the World Cultural and Natural Heritage) [8].

Комитет всемирного наследия на основе перечня ценностей культурного и природного наследия, представляемых государствами, составляет «Список всемирного наследия» и «Список всемирного наследия, находящегося под угрозой».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Конвенция 1972 года внесла значительный вклад в развитие международно-правовых норм по охране культурных ценностей в мирное время. Приведенный выше анализ документов позволяет констатировать поступательное развитие в рамках Организации Объединенных Наций института защиты культурных ценностей, который рассматривается международным сообществом в качестве исключительно важного элемента сохранения всемирного культурного наследия.

С момента создания ООН начали формироваться самостоятельные международные стандарты в сфере защиты культурных ценностей. ЛИТЕРАТУРА 1. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Заключена в г. Париже 16.11.1972) [Электронный ресурс].

— Режим доступа: whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf (Дата обращения: 10.05.2016). 2. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта (Заключена в г. Гааге 14.05.1954) // Действующее международное право.

— Т. 2. — М.: Московский независимый институт международного права, 1997. — С. 803-811. 3. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г.

/ Сб. Межд. договоров СССР. — М., 1990. — Вып. ХНУ. -С. 506-513. 4. Костюкова П.А.

Международное сотрудничество в области защиты культурных ценностей // Ученые записки Новгородского государственного университета. — 2016. — № 3. — С. 8. 5. КостюковаП.А. Международные неправительственные организации в сфере сохранения и защиты культурных ценностей: правовой аспект // Ученые записки Новгородского государственного университета.

-2016. — № 2. — С. 11. 6. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия (Заключена в г.

Париже 17.10.2003) [Электронный ресурс].

— Режим доступа: unesdoc.unesco.org/images/0013/001325/132540r.

pdf (Дата обращения: 10.11.2016). 7. Международное право = Volkerrecht; Вольфганг Граф Витцтум, Боте М., Дольцер Р.

и др. / Пер. с нем. Н. Спица; сост. В. Бергманн. — 2-е изд. // Серия «Германская юридическая литература: современный подход». — Кн. 2. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 1072 с. 8. Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: unesco.org/ (Дата обращения: 10.11.2016). 9. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г.
9. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г.

Сан-Франциско 26.06.1945) // Сб. действ. договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. — Вып. XII. — М., 1956. — С. 14-47.

10. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (принят в г.

Лондоне 16.11.1945) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. — М.: Логос, 1993. — С. 40-43. 11. Четвериков А.О. Забытые страницы истории интеграционного права: интеграционные проекты Лиги Наций и их влияние на правовые системы Всемирной торговой организации, Европейского союза и Евразийского экономического союза // Актуальные проблемы российского права.

11. Четвериков А.О. Забытые страницы истории интеграционного права: интеграционные проекты Лиги Наций и их влияние на правовые системы Всемирной торговой организации, Европейского союза и Евразийского экономического союза // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 3. -С. 131-142. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 12. Шаповалова Г.М.

Культурное наследие мира в цифровую эпоху: вехи реализации стратегии ЮНЕСКО в области международного права (К 70-летию нормотворческой деятельности ЮНЕСКО) // Международное право и международные организации.

— 2016. — № 1. — С. 13-21.

Обзор нормативно-правового регулирования сферы культуры Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

ОБЗОР НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.Н.

Магомедов, канд. экон. наук, доцент Н.А. Носкова, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (Россия, г. Санкт-Петербург) DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10597 Аннотация.

На современном этапе развития общества культурная деятельность играет ведущую роль в формировании гармонично развитой личности. С каждым днем культурные и духовные потребности граждан возрастают, в итоге усложняется и сам процесс регулирования культурной деятельности.

Разработка актуальной нормативно-правовой базы, корректировка существующего законодательства становится важной задачей государства.

Ключевые слова: сфера культуры, культурная политика, нормативно-правовое регулирование. Культура России исторически является одним из приоритетов государственной политики. Перед страной стоит задача проведения экономической и социальной модернизации на фоне сложной международной обстановки. В этих условиях готовность России ответить на разнообразные вызовы современного мира во многом зависит от состояния общества, его морального духа, сплоченности и устойчивости.
В этих условиях готовность России ответить на разнообразные вызовы современного мира во многом зависит от состояния общества, его морального духа, сплоченности и устойчивости. Основной целью государственной культурной политики является формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества.

В основу государственной культурной политики положены зафиксированные в Конституции Российской Федерации гражданские свободы и права, обязанности и ответственность граждан и государства.

Государственная культурная политика является одним из определяющих условий укрепления и обеспечения национальной безопасности в условиях сохранения серьезных угроз для традиционных российских духовно-нравственных ценностей, для сохранения и развития общероссийской идентичности народов Российской Федерации, для культурного наследия и культурной и исторической памяти. Правовой основой для включения государственной культурной политики в Стратегию национальной безопасности стал Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.

№683

«О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

. В Указе содержится важная констатация, относящаяся к положению и роли России в современном мире, в частности, говорится о том, что российское государство готово обеспечить суверенитет, территориальную целостность и защиту прав соотечественников за рубежом. Определяющим направлением внутренней культурной жизни России является возрождение традиционных российских ценностей, среди которых: сохранение межнационального мира, обеспечение культурного многообразия и единства культур, государственная поддержка семейных и конфессиональных традиций, патриотизм.

Стратегия национальной безопасности исходит из наличия в сфере внешней политики реальных угроз и вызовов для национальных интересов. Несмотря на завершение холодной войны, западные партнеры проводят по отношению России политику «сдерживания», без должных оснований объявляют ее «мировым злом» и используют это как предлог для расширения НАТО. Конституция СССР 1977 г. впервые в истории конституционного развития закрепила в качестве одного из направлений деятельности Советского государства заботу об охране, приумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня /ст.

27/, предусматривая при этом право граждан на пользование достижениями культуры, которое обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны; развитием телевидения и радиовещания, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными странами (ст. 46). Законодательство России о культуре и культурной политике представляет собой иерархически структурированную систему, состоящую из нескольких блоков законных и подзаконных актов. Первая группа — группа базисных законов, которую можно определить как документы стратегического планирования и управления в сфере культуры.

Концептуальную основу указанных нормативных актов составляет Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ

«О стратегическом планировании в Российской Федерации»

.

В сфере культуры и культурной политики он реализуется в виде следующей структуры взаимосвязанных нормативных правовых актов: Конституция Российской Федерации определяет конституционные основы культурной политики; Стратегия национальной безопасности (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683) содержит раздел «Культура», в котором определены стратегические цели национальной безопасности в сфере культуры; Основы государственной культурной политики (утв.

Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808) формулируют цели, стратегические задачи государственной культурной политики, ключевые принципы ее реализации; Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г.

№ 326-р) содержит сценарии, цели, задачи и приоритетные направления реализации Стратегии, определяет новую модель культурной политики, механизмы и ожидаемые результаты [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . В следующую группу законов, регулирующих отношения в сфере культуры и культурной политики, входит ряд федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Среди федеральных законов выделим законы общего применения и отраслевые законы, составляющие соответствующие подгруппы.

К первой подгруппе можно отнести: Федеральный закон от 09 октября 1992 г. № 3612-1

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

(с последующими поправками); Федеральный закон от 06 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в [4] раскрывается сущность ключевых определений культурной деятельности: культурные ценности, культурные блага, творческая деятельность, культурное наследие и др.

Так, в [4] раскрывается сущность ключевых определений культурной деятельности: культурные ценности, культурные блага, творческая деятельность, культурное наследие и др. Также в данном законе определены права и обязанности участников культурной деятельности, определена роль государства в области культуры. Многие нормы Основ, принятых до введение в действие Конституции Российской Федерации, Гражданского, Трудового, Налогового и т.п.

кодексов Российской Федерации, нашли развитие в более поздних правовых актах в том числе и общего характера, другие положения по той же причине утратили силу.

Однако целый ряд норм по-прежнему остаются актуальными и с течением времени приобретают все более принципиальный характер. Так, многие судебные споры были разрешены на основании ст.

31 Основ, устанавливающей право государственных органов вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, если такая деятельность ведет к пропаган- де войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. По мысли законодателя принципы, закрепленные в Основах, должны были получить развитие в самостоятельных законах или их отдельных положениях, что и было сделано с принятием отраслевых законов [3]. Вторую подгруппу составляют отраслевые федеральные законы, объектом регулирования которых выступают конкретные направления культурной политики Российской Федерации: Федеральный закон от 23 ноября 1994 г.

№78-ФЗ «О библиотечном деле»; Федеральный закон от 24 апреля 1996 г. №54-ФЗ

«О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

; Федеральный закон от 06 января 1999 г. №7-ФЗ «О народных художественных промыслах»; Федеральный закон от 22 октября 2004 г.

№125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 мая 2002 г. №73-ФЗ

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

, Федеральный закон от 15 апреля 1993 №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Федеральный закон от 17 ию-ня1996 №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» и др.

Так, в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. №126-ФЗ

«О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации (с изменениями на 28 ноября 2018 года)»

определены принципы государственной политики в области кинематографии, как неотъемлемой части культурной жизни.

Также в данном законе раскрывается понятийный аппарат отрасли, определяются правила проката фильма и выдачи прокатного удостоверения, перечислены меры государственной поддержки отрасли и т.д. Кроме перечисленных законов, отношения в области культуры, затрагивающие вопросы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также организаций и учреждений культуры, охраны сохранения куль- турного наследия, социального обеспечения работников сферы культуры находят свое отражение и в целом ряде других законодательных актов Российской Федерации. Это, прежде всего, целый ряд кодексов Российской Федерации: — Гражданский кодек: рассмотрены вопросы изъятия бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей у собственников, установления общих принципов деятельности учреждений и организаций, в том числе и некоммерческих; общих принципов оборота недвижимости; к объектам гражданских прав отнесены результаты интеллектуальной деятельности.

— Кодекс об административных правонарушениях рассмотрены вопросы административной ответственности за Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение авторских и смежных правах, а также за контрабанду культурных ценностей. — Уголовный кодекс: установлены правовые нормы об ответственности за порчу и разрушение памятников истории и культуры. — Градостроительный кодекс: рассмотрены вопросы в части правового обеспечения сохранения исторически населенных мест, памятников истории и культуры в процессе застройки и реконструкции градостроительной среды.

— Земельный кодекс: рассмотрены отношения в части определения и порядка установления земель историко-культурного назначения. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . — Бюджетный кодекс: рассмотрены вопросы, касающиеся проблем культуры, в части установления принципа финансирования бюджетных учреждений, разработки целевых бюджетных фондов, государственных и целевых программ (проектов). — Налоговый кодекс: рассмотрены вопросы в части налоговых льгот для организаций и учреждений культуры, осуществляющих определенные виды работ.

— Таможенный кодекс: рассмотрены льготы на ввозимое оборудование для нужд музеев и киностудий [2]. Нормативными актами Правительства Российской Федерации утвержден ряд федеральных программ, к числу которых относятся: Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 гг.)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2012 г.

№1864 (сегодня эта программа является одной из подпрограмм государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013-2021 гг.); Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 7185; Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2021 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №3176, и др. На уровне субъектов Российской Федерации принято более двухсот законов, регулирующих вопросы культуры.

Среди них можно выделить две группы законов. В первую группу входят законы, которые дублируют почти все основные положения федерального законодательства. Примерно в шестидесяти субъектах России приняты законы о культуре, аналогичные Федеральному закону

«Основы законодательства Российской Федерации в сфере культуры»

.

Другую группу законов субъектов Российской Федерации составляют законы, которые адаптируют федеральное законодательство в сфере культуры с учетом региональной специфики и устанавливают дополнительные гарантии общедоступности культурных благ на своей территории. Наряду с этим региональные органы власти включают в механизмы нормативного правового регулирования культурной деятельности вопросы, не отраженные в федеральных законах.

Так, в ряде субъектов оформлен статус работников творческих союзов и творческих мастерских, меценатов; регулируются вопросы, связанные с развитием и сохранением фольклорных традиций; установлены формы поощрения для региональных работников культуры. Например, закон Новгородской области от 22 декабря 2016 г.

№ 42-ОЗ

«О дополнительных мерах социальной поддержки заслуженных деятелей культуры и искусства Новгородской области в 2017-2021 гг.»

установил одиннадцать денежных выплат по 12 тыс. рублей каждая для заслуженных деятелей культуры и искусства по результатам конкурсного отбора. Законодательство в сфере культуры носит публичный характер.

Законы обращены к обществу, являются частью общественных отношений и распространяются на все население. Культурная политика предполагает широкое участие общественных организаций в подготовке проектов законов через общественные палаты, общественные советы при органах государственной власти и экспертные сообщества.

Наконец, законы о культуре выступают одним из механизмов выявления и защиты общественных интересов и потребностей. Библиографический список 1. Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб.

пособие / А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В. Брежнева и др.; под ред. А.С. Тургаева; ред.-сост. Л.Е. Востряков; М-во культуры РФ, С.-Петерб.

гос. ин-т культуры. — Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. — 336 с. 2. Управление сферой культуры: учебное пособие / Барсуков Д.П., Носкова Н.А., Хо-лодкова К.С. — СПб.: СПбГИКиТ, 2015. — 103 с.

3. Анализ практик проектного менеджмента в сфере культуры / Н.А.

Носкова // Петербургский экономический журнал: научно-практический рецензируемый журнал.

— 2018. -№4. — С. 50-56. 4. Федеральный закон от 09 октября 1992 г. № 3612-1

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

[Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/9005213 (дата обращения 01.03.2019 г.).

REVIEW OF LEGAL REGULATION OF THE CULTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . M.N. Magomedov, candidate of economic sciences, associate professor N.A. Noskova, senior lecturer St. Petersburg state institute of cinema and television (Russia, St.

Petersburg) Abstract. At the present stage of development of society cultural activity plays a leading role in the formation of a harmoniously developed personality. Every day the cultural and spiritual needs of citizens increase, and as a result the process of regulating cultural activities becomes more complicated. The development of an up-to-date regulatory framework and the adjustment of existing legislation is becoming an important task of the state.

Keywords: sphere of culture, cultural policy, normative legal regulation.

90. международно-правовое сотрудничество в области культуры

90. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ Международно-правовое сотрудничество в области культуры призвано создавать благоприятные условия для развития культурных связей и культурного обмена между странами, а также сотрудничества в области театрального, музыкального, изобразительного, эстрадного и циркового искусства, кино, телевидения и радиовещания, библиотечного и музейного дела, охраны и рационального использования памятников и других объектов культурно-исторического наследия, самодеятельного народного творчества, народных промыслов и других видов культурной деятельности. Международно-правовое сотрудничество в области культуры имеет большое значение в международно-правовом сотрудничестве государств.

Международная культура выполняет наряду с функцией отдыха и свободного времяпрепровождения людей определенные общественно-политические, экономические и социальные функции в зависимости от той или иной ступени развития общества.В процессе обменов культурными достижениями между государствами складывался и совершенствовался механизм правового регулирования такого сотрудничества. Система норм, регулирующих международное сотрудничество в области культуры, составляет фундамент международного сотрудничества государств в области культуры. Правовые нормы культурного сотрудничества формируются в соответствии с общими принципами международного права на базе специальных принципов, складывающихся применительно к различным областям достижений культуры.

Международная культура как форма выражения человеческих достижений развивается в соответствии с историческим процессом всего человеческого общества.

Велико также воспитательное значение культуры.

Знакомство с историей, природой, культурой других стран расширяет кругозор человека, углубляет его эстетическое восприятие художественных и природных ценностей, способствует развитию человека в прямом понимании этого слова.

Чем сильнее развито государство, чем лучше создаются условия для развития культурных ценностей, тем шире и многостороннее становятся связи между различными государствами и людьми.Россия заключила большое количество соглашений о сотрудничестве в области культуры со многими странами.Основные направления международного сотрудничества в области культуры следующие:1) взаимное признание документов об образовании, дипломов, учебных степеней и званий;2) развитие спорта и туризма;3) сотрудничество между библиотеками, архивами и другими учреждениями культуры;4) популяризация художественных и культурных ценностей других стран;5) информирование о конференциях, научных встречах и симпозиумах;6) организация досуга молодежи;7) обмен специалистами;8) взаимные командировки и стажировки ученых;9) совершенствование изучения иностранных языков;10) создание информационных и культурных ценностей;11) организация мероприятий по сохранению памятников истории и культуры;12) совместное производство печатной продукции;13) осуществление прямых контактов между работниками культуры;14) взаимные гастроли работников культуры.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Международное право культуры

В настоящее время на уровне международного права урегулированы многие аспекты государственной деятельности, в том числе самые разнообразные ее сферы.

Одной из таких сфер, отношениям в которой уделено большое внимание на уровне надгосударственного взаимодействия выступает область культурной жизни суверенных государств.

При этом в литературе отмечается даже то, что чрезвычайно широкая и многообразная практика межгосударственного взаимодействия в культурной сфере в настоящее время позволяет говорить о формировании нового типа международных культурных связей, которые оказывают благотворное воздействие на характер и формы международных отношений в целом.

Важнейшим началом международного права культуры лежит положение, установленное в ст.

27 Всеобщей декларации прав человека 1948г., в соответствии с которым каждый человек наделен правом свободного участия в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, и т.д.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту При этом культуры состоит также в том, что в качестве одной из целей деятельности крупнейшей международной организации – Организации объединенных наций По данной теме мы уже выполнили реферат Организация объединенных наций провозглашено осуществление надгосударственного взаимодействия для разрешения международных проблем культурного характера.

Однако также необходимо обратить внимание на то, что в сфере международного права культуры, несмотря на широкое и тесное взаимодействие государств сохраняется необходимый баланс между их суверенитетом и независимостью с одной стороны, и сотрудничеством – с другой.

Так, в частности, в Уставе ООН По данной теме мы уже выполнили реферат Секретариат ООН специально оговорено право каждого государства определять собственную культурную систему, устанавливая без вмешательства извне аспекты собственного культурного развития.

Замечание 1 Таким образом, необходимо отметить, что современное международное право культуры строится исходя из понимания того, что культуры всех государств, наций, народов, и т.д.

равны. При этом все культуры в их многообразии и богатстве выступают частью общечеловеческого достояния и наследия. С учетом значимости культурной сферы в международном праве культуры провозглашено правило о том, что взаимодействие государств в соответствующей сфере должно осуществляться на основе взаимной выгоды, содействуя установлению прочных и постоянных международных связей. Для практической реализации соответствующей установки на уровне крупнейших международных организаций разработаны и провозглашены цели и принципы межгосударственного взаимодействия в культурной сфере.

Так, в числе основных целей международного культурного сотрудничества принято называть:

  • Обеспечение и гарантирование доступа каждого человека к знаниям, произведениям искусства и литературы, и т.д.;
  • Распространение культурных знаний в мировом масштабе;
  • Содействие развитию дарований и обогащению различных культур;
  • Придание особого внимания нравственному и интеллектуальному воспитанию будущих поколений.

Говоря о принципах международного права культуры, следует обратить внимание на то, что большинство из них сосредоточено в Декларации принципов международного культурного По данной теме мы уже выполнили реферат Международные стандарты прав и свобод человека. Гарантии реализации правового статуса человека и гражданина.

сотрудничества ЮНЕСКО По данной теме мы уже выполнили курсовую работу ЮНЕСКО (международно-правовая основа деятельности) 1966 года.

В том числе, в тексте Декларации 1966 г. нашли свое отражение следующие принципы международного права культуры:

  1. Принцип служения культуры делу мира – то есть провозглашается значимость культурной сферы в деле развития мирных и дружественных отношений между суверенными государствами;
  2. Принцип равенства культур, в связи с которым признается ценность и достоинства каждой культуры, а также обращается внимание на необходимость их уважения и сохранения;
  3. Принцип взаимной выгодности международного культурного сотрудничества;
  4. Принцип обязательности охраны и защиты культурных ценностей в мирное время и во время войны.

При этом на важность учета рассмотренных принципов в деятельности государств-участников мирового сообщества прямо обращено внимание в Преамбуле упомянутой выше декларации 1966 г., поскольку указано на, что соответствующая декларация принята для того, чтобы «правительства, власти, организации, ассоциации и учреждения, ответственные за культурную деятельность, постоянно руководствовались этими принципами». Наряду с рассмотренными выше источниками международного права культуры в настоящее время разработаны, приняты и применяются множество разнообразные международно-правовых соглашений.

Пример 1 Так, например, на универсальном уровне регламентация вопросов сотрудничества в культурной сфере обеспечивается актами Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО.

В частности, в уставе ЮНЕСКО прямо обращается внимание на то, что для целей поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей.

Кроме того, достаточно большое количество источников международного права культуры принято в настоящее время на региональном уровне:

  1. и др.
  2. Европейская культурная конвенция 1964 года;
  3. Конвенция об охране архитектурного наследия Европы 1985 года;
  4. Европейская конвенция об охране археологического наследия 1969 года;

Замечание 2 В числе практических мероприятий, осуществленных ранее и осуществляемых в настоящее время в области культурного сотрудничества нельзя не обратить внимание на формируемые ЮНЕСКО списки культурного наследия.

Так, благодаря им были предприняты многие меры направленные на спасение ряда исключительно важных, выдающихся памятников культуры. Многие вопросы культурных связей суверенных государств были отражены в известном источнике международного публичного права – Заключительном акте СБСЕ 1975 года. В частности данным актом предусматривалось расширение двусторонних и многосторонних соглашений и взаимосвязей в культурной сфере.

Международные организации в области науки, культуры и здравоохранения

Стр 49 из 113 По данным Ассоциации международных организаций, около 200 межправительственных и неправительственных организаций заняты в сфере международно-правового регулирования сотрудничества субъектов международного права в сфере науки, культуры и здравоохранения. Из них наиболее значимыми являются следующие организации.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).Устав этой Организации одобрен на конференции министров образования 16 ноября 1945 г.

в г. Лондоне. Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г., и этот день считается официальной датой основания ЮНЕСКО, которая является специализированным учреждением ООН.

Согласно ст. 1 Устава Организация ставит задачу содействовать укреплению мира и международной безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН для всех народов без различия расы, пола, языка и религии. ЮНЕСКО способствует сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации и рекомендует с этой целью заключать международные соглашения, которые она сочтет полезными для свободного распространения идей словесным и изобразительным путем.

Она поощряет развитие народного образования и распространение культуры, а также предлагает методы образования, наиболее подходящие для воспитания в детях всего мира чувства ответственности свободного человека. Организация помогает сохранению, увеличению и распространению знаний, изданий и произведений искусств.

В соответствии с Уставом ЮНЕСКО в каждой стране создаются общенациональные комиссии по делам ЮНЕСКО.

Их задача — координировать внутри страны деятельность организаций и учреждений, имеющих отношение к компетенции ЮНЕСКО и желающих участвовать в той или иной степени в выполнении ее программ. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО состоит из руководителей министерств и ведомств, выдающихся деятелей образования, науки, культуры и информации (всего 76 членов).

В настоящее время в работе ЮНЕСКО обозначились пять главных направлений: А.

Образование и будущее. Приоритетами ЮНЕСКО являются обеспечение всеобщего начального образования в соответствии с современными потребностями и развитие высшего образования.

Кроме того, ЮНЕСКО содействует подготовке учителей, плановиков и административных работников в области образования, а также местному строительству и оснащению школ. Б. Наука на службе развития. В этой области ЮНЕСКО выполняет следующие программы: человек и биосфера; программа межправительственной океанографической комиссии; программа международной гидрологической и международной геологической корреляции.

В. Социальные и гуманитарные науки. ЮНЕСКО уделяет внимание обучению и оказанию содействия в области соблюдения прав человека и демократии, борьбе со всеми формами дискриминации, улучшению положения женщин, содействию мероприятиям по решению проблем, связанных с молодежью, таких, как образование в вопросах предупреждения СПИДа.

Г. Культура: прошлое, настоящее, будущее.

Культурная деятельность ЮНЕСКО сосредоточена на защите культурного наследия. В список объектов мирового наследия включено 400 памятников культуры и природы, которые находятся в 100 странах. Организация стимулирует творчество и творческую деятельность, сохранение культурной самобытности.

Д. Коммуникация, информация и информатика на службе человека. ЮНЕСКО оказывает помощь развивающимся странам в создании своих инфраструктур в целях более широкого обмена идеями среди наций и поощрения принципов свободы прессы, плюрализма и разнообразия средств массовой информации. Плодотворной является деятельность ЮНЕСКО в области кодификации и развития международного гуманитарного права и международного частного права.

Около 30 лет кропотливого труда ЮНЕСКО привели к разработке шести региональных конвенций по вопросам признания аттестатов зрелости, дипломов и ученых степеней (Европа, АТР, Африка, арабские страны, Средиземноморский бассейн, Латинская Америка). В целом, ЮНЕСКО активно участвует в выполнении более 70 международно-правовых документов в области образования, защите культурных ценностей, авторском праве и т.д.

Руководящими органами ЮНЕСКО являются Генеральная конференция, Исполнительный совет и Секретариат. Генеральная конференция состоит из представителей государств -членов ЮНЕСКО.

Она определяет направление и общую линию деятельности Организации и собирается один раз в два года на очередные сессии. Она может собираться на внеочередную сессию по своему решению, по решению Исполнительного совета или по требованию не менее одной трети государств-членов.

Исполнительный совет избирается Генеральной конференцией из числа представителей, назначаемых государствами — членами ЮНЕСКО. Он состоит из 51 члена. При выборах членов Исполнительного совета Генеральная конференция должна стремиться ввести в него лиц, компетентных в области искусства, литературы, науки, образования и распространения знаний.

Конференция должна также подходить к этому вопросу с учетом разнообразия культур и справедливого географического распределения. Исполнительный совет собирается на очередные сессии, по крайней мере, два раза в год и несет ответственность за выполнение программ, одобренных Генеральной конференцией.

Членами ЮНЕСКО являются 184 государства, в том числе Россия.

Штаб-квартира находится в г. Париже. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).Основана в 1948 г. Является специализированным учреждением ООН.

Целью ВОЗ является достижение всеми народами возможно высокого уровня здоровья. В перечень основных функций Организации входят: координация в сфере международного здравоохранения; консультирование и помощь; сотрудничество в разработке и введении международных стандартов в области диагностики, продуктов питания, биологических и фармацевтических препаратов; поддержка в создании национальной системы здравоохранения; содействие в заключении соглашений и выработке нормативов и рекомендаций; совершенствование системы образования в области медицины и здравоохранения; борьба за психическое здоровье и гармонию в межчеловеческих отношениях. В 1978 г. международная конференция ВОЗ/ЮНИСЕФ приняла Алма-Атинскую декларацию, содержащую восемь основных принципов первичного здравоохранения.

В 1981 г. ВОЗ приняла глобальную программу «Здоровье для всех к 2000 году». Она предусматривает создание инфраструктуры для служб охраны здоровья, прежде всего для охвата первичной медико-санитарной помощью всего населения.

В 1987 г. ВОЗ приняла всемирную программу предупреждения и борьбы со СПИДом, которая в настоящее время реализуется в 187 странах и регионах. Руководящими органами ВОЗ являются Всемирная ассамблея здравоохранения и Исполнительный совет и Секретариат. Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохранения, состоящая из представителей членов ВОЗ.

Она определяет основные направления работы ВОЗ, рассматривает отчеты и деятельность Исполнительного совета и Генерального директора. Ассамблея обсуждает и принимает бюджет. Исполнительный совет состоит из 32 специалистов в области здравоохранения.

Он разрабатывает проекты рекомендаций для одобрения их ассамблеей.

Он собирается на сессии не менее двух раз в год. Членами ВОЗ являются 189 государств, в том числе Россия. Штаб-квартира расположена в г.

Женеве. 49 : схема и процесс работы устройства.

: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.