×
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Главная - Другое - Можно ли оформить европротокол при обоюдной вине

Можно ли оформить европротокол при обоюдной вине

Можно ли оформить европротокол при обоюдной вине

Проверено на себе: выплата ущерба в ДТП по Европротоколу


3 сентября корреспондент «Примечаний» тоже попал в ДТП. Поворачивая направо, чтобы припарковаться, его машина задела стоящий у обочины Мерседес. Царапина на бампере, содрана защитная пленка на фарах — ущерб небольшой и можно было бы по старинке договориться на месте.

Но есть же полис ОСАГО, придуманный специально для таких случаев.

В первую очередь вызываем ГИБДД: — Добрый день! У нас ДТП на улице М. — Пострадавшие, раненные есть?

Ущерб большой? — Нет. — Сколько машин повреждено? — Две. — Другое имущество пострадало?

— Нет. — Кто виновник понятно?

— Да. — С 1 июля мы на такие случаи не выезжаем, оформляйте Европротокол.

И положили трубку. Европротокола у виновника ДТП не оказалось, что вызвало дополнительное замешательство. Номер телефона Российского союза автостраховщиков в Севастополе не отвечает. Что делать? Звоним в страховую компанию, где нам поясняют, что их представитель на ДТП тоже не выезжает — заполняйте Европротокол.
Что делать? Звоним в страховую компанию, где нам поясняют, что их представитель на ДТП тоже не выезжает — заполняйте Европротокол.

— У меня его нет. — А когда вы страховали машину? — Тогда-то. — Да, действительно, я вам не выдала.

Остановите любую проезжающую машину и попросите у водителя. Это нетрудно. Незаполненный бланк Европротокола был у хозяина пострадавшей машины.

Это два листа голубого и зеленого цвета, скрепленные вместе. При заполнении лицевой стороны верхнего листа все данные отпечатываются на нижний, поэтому заполнять нужно четко и аккуратно.

Обратная сторона каждого листа заполняется отдельно водителем-виновником и пострадавшим. Итак, какие данные нужно внести в Европротокол?

  1. место ДТП, с указанием города, улицы и номера дома;
  2. дату и время происшествия;
  3. номер страховых полисов обоих водителей.
  4. данные машин, их владельцев, водителей, находившихся за рулем;

Обстоятельства ДТП отмечаются галочками в специальных чек-боксах в центре листа (пункт 16). Здесь есть свои тонкости, прочитать о которых можно на РСА.

В пункте 14 необходимо перечислить и указать характер повреждений.

Можно использовать термины «царапина», «вмятина», «трещина», а можно — мы так и сделали — просто перечислить поврежденные детали. В пункте 15 на лицевой стороне Европротокола виновник аварии может написать: «Признаю себя виновным в происшествии».

В специальном поле пункта 17 нужно зарисовать схему ДТП. На обратной стороне листа пострадавшая и виновная сторона излагает свою версию произошедшего:

«3 сентября 2015 года я, Иванов Иван Иванович, находясь за рулем автомобиля марки N госномер XXXXX двигался по улице и т.д.»

. Виновник обязательно вносит фразу о полном признании своей вины, пострадавший — о том, что подтверждает его виновность.

Оба водителя должны подтвердить адекватность оппонента фразой:

«Водителя автомобиля марки N считаю трезвым и адекватным»

. Протокол разрывается на две части и каждый из водителей забирает свою копию.

Если понадобится внести в протокол исправления, они заверяются подписью обоих сторон.

На месте ДТП нужно сделать фотографии, на которых будет запечатлено взаимное расположение машин на проезжей части, общий план автомобилей с повреждениями и отдельно каждое повреждение. Эти фотографии могут понадобиться при подаче заявления о возмещении. Признаться, поначалу задача заполнения Европротокола кажется невыполнимой.

Поэтому мы вызвали на место аварийного комиссара Александра Субботу — человека, который знает все о Европростоколе. Он рассказал, как оформить ДТП, и открыл некоторые секреты для читателей «Примечаний».

«При Украине система Европротоколов тоже существовала, но было много отказов из-за ошибок, помарок.

Сложилось мнение, что лучше вызывать ГАИ. Сейчас после введения поправок с 1 июля 2015 года ГИБДД на такие мелкие ДТП старается не выезжать.

Если в страховой возникают какие-то вопросы, что-то не нравится, Европротокол можно переписать», — пояснил аварийный комиссар. Что еще нужно знать о Европротоколе:

  • При составлении Европротокола самый главный фактор — адекватность обоих водителей. Если вам кажется, что оппонент настроен агрессивно, качает права, не осознает своих действий — вызывайте ГИБДД, объяснив по телефону, что считаете второго водителя нетрезвым.
  • В бланках Европротокола написано, что водители должны явиться в РСА в 5-ти или 15-ти дневный срок. Однако в законе об ОСАГО (40-ФЗ от 25.04.2002) никаких сроков не установлено. В этом случае действует общий Гражданский процессуальный кодекс, и подать на возмещение в страховую компанию можно до истечения срока исковой давности по ДТП — 3 года.
  • В ДТП не пострадали люди или другое имущество. ОСАГО в любом случае не оплачивает повреждение имущества — груза или дополнительного оборудования автомобиля (декоративных пленок, автокресел и т. п.). Добиться возмещения такого ущерба можно только через суд.
  • Заполнять Европротокол можно, если ущерб, нанесенный пострадавшей машине, не превышает 50 тысяч рублей.
  • В происшествии участвовало только две машины и вина одного из водителей очевидна и признается всеми участниками происшествия. При возмещении по Европротоколу оплачиваются только повреждения, нанесенные автомобилем. Если машина после удара отлетела в столб, надо вызывать ГИБДД, чтобы они зафиксировали ущерб.
  • Оформление Европротокола возможно только при наличии двух российских страховок ОСАГО у обоих водителей. Обязательно проверяйте сроки действия страховок, номера машины и вписан ли водитель в страховку. «Зеленая карта» на территории Крыма не работает — на ДТП с «иностранными» машинами вызывайте ГИБДД.

«Если есть сомнения в виновности, или вы не можете сразу определить стоимость ремонта, то вызывайте ГИБДД.

Вы эксперт? Нет. Откуда вы знаете, сколько будут стоить детали? Это ваше гражданское право — вызвать инспектора, чтобы оформить справку о ДТП», — объяснил аварийный комиссар. Через несколько дней оба водителя отправились в севастопольское отделение РСА по адресу ул.

Большая Морская, 50. Дозвониться в РСА невозможно — телефон не отвечает.

Чтобы получить талончик на экспертизу, пришлось приехать. Очередь в учреждении небольшая. А вот с парковкой — проблемы.

Двор в центре города не может вместить машины всех приезжающих в офисы и магазины, а теперь и в РСА.

Экспертиза автомобиля после ДТП назначена на следующий день. Эксперт заполняет бланки осмотра, подробно указывая все повреждения, фотографирует их.

«Мы передаем данные в Москву.

Там рассчитывается сумма возмещения по алгоритмам.

Заранее сказать, сколько это будет, мы не можем.

Ждите — деньги на счет поступят в течение 20 рабочих дней», — пояснил нам эксперт. Тут тоже есть свои тонкости, о которых нам рассказал аварийный комиссар: «Почему людям не хватает на ремонт?

Сумму сразу не говорят. Страховая считает износ автомобиля. Если машина старше пяти лет, то от стоимости детали сразу отнимают половину.

Мало того, что считают по заниженным ценам, еще и 50 процентов сразу в минус. А человеку придется покупать новые детали.

Расчет на то, что человек забьет и не будет добиваться. Если сумма возмещения маленькая, можно написать претензию в страховую, на которую в 99% случаев вам не ответят в установленный срок.

А потом можно идти в суд. Тянуть будут до последнего, все три года срока исковой давности. Но есть шанс значительно повысить выплаты. Мало кто пойдет в суд, а страховые компании на такой математике в 2014 году не доплатили 50 млрд. рублей, сэкономили». На сайте РСА есть предупреждение для водителей: «Обратите внимание на то, что нельзя приступать к ремонту ТС в течение 15 дней с момента ДТП.
рублей, сэкономили». На сайте РСА есть предупреждение для водителей: «Обратите внимание на то, что нельзя приступать к ремонту ТС в течение 15 дней с момента ДТП.

Если вам необходимо отремонтировать ТС ранее этого срока — предъявите его на осмотр страховой компании, после чего обязательно получите письменное согласие страховой компании на осуществление ремонта ТС.

Обратите внимание на то, что ремонт ТС до истечения 15 дней после ДТП без письменного согласия на то страховой компании может являться основанием для предъявления вам регрессного требования после осуществления страховой компанией выплаты потерпевшему».

После экспертизы виновник может быть свободен — не забудьте забрать письменное разрешение на ремонт. А пострадавший отправляется писать заявление на возмещение.

Мы задали эксперту вопрос:

«Что будет, если второй водитель не явится на экспертизу?»

Ответ был четким: «Возмещения не будет». Вот как пояснили это работники Росгосстраха: «Не обязательно виновник должен присутствовать вместе с пострадавшим на экспертизе, но показать его автомобиль придется. Не все всегда однозначно, когда устанавливают виновника.

Поэтому наши эксперты — схема только отрабатывается пока — требуют оба автомобиля. Если это обоюдная вина или эксперт решит, что виновник установлен неправильно, выплаты не будет. При любых сомнениях в том, что второй человек может не приехать, вызывайте ГИБДД.

И с водителями из других регионов лучше перестраховаться. В будущем, возможно, будут оформлять такие случаи и без виновника».

Когда оформляется обоюдная вина при ДТП, и какие последствия ожидают участников происшествия?

//Обоюдная вина при ДТПЗначительная часть всех ДТП возникает из-за действий одного конкретного лица. Но возможны случаи, когда сразу обе или несколько сторон аварии будут признаны виновными.

В таких ситуациях принято говорить об обоюдности вины при ДТП. Обоюдная виновность при аварии имеет место, если после фиксации происшествия сотрудниками ГИБДД, в отношении всех его участников было вынесено постановление о совершении административного нарушения.

При вине всех участников ДТП устанавливается ее степень. Учитывается также наличие пострадавших.

Имеют свои нюансы размеры выплат по КАСКО и ОСАГО.Ни один российский законодательный акт не дает определения данному термину. Он не зафиксирован ни в ГК РФ, ни в КоАП.

Под обоюдной виной при ДТП понимается ситуация, при которой все его участники выступили в роли нарушителей. Попавшие в аварию граждане должны нарушить ПДД, и в их отношении должно быть начато административное производство. Данные два условия считаются основанием для установления обоюдной вины при дорожно-транспортном происшествии.Внимание!

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.Совместная вина участников аварии возможна в таких ситуациях, когда:

  1. стороны добровольно признали свою вину в процессе оформления сотрудниками ГИБДД документов.
  2. нельзя точно установить конкретное лицо, спровоцировавшее ДТП;
  3. причиной происшествия стали обоюдные действия всех его участников;

Обоюдность часто имеет место при ДТП, произошедших на автостоянках и парковках.Вопросы, касающиеся совместной вины участников происшествий на дорогах, разрешаются согласно следующим законодательным актам:

  • Закон от 25.04.2002 г под номером (статьи 4, 7, 12, 22).
  • (статьи 12.3, 12.27, 12.29).
  • ПДД, принятые Правительством РФ по Постановлению от 23.10.1993 г (п. 2.3.4, 2.6., 2.6.1.).
  • ГК РФ (статьи , ).
  • Постановление Пленума Верховного Суда под от 26.12.2017 г.

    (пункт 14).

Конкретный пункт ПДД содержит описание условий на дорогах, обязательных для соблюдения водителями. КоАП включает в себя предписания за отдельные нарушения правил. Закон об ОСАГО регулирует вопросы страховых выплат.ВниманиеУчастники дорожно-транспортного происшествия при обоюдной вине могут рассчитывать на возмещение по обязательному страхованию.

Ч. 22 40-ФЗ подчеркивает возможность получения выплат всеми виновными сторонами аварии от их страховщиков. Их размер определяется, исходя из степени вины каждого участника происшествия.Если суд не смог определить степень ответственности участников ДТП, то страховые компании выплачивают возмещение им в равных долях.

Правило прописано в п. 4 40-ФЗ.

Степени виновности при обоюдной вине в ДТП выделяют две: равную и различную. Первая возникает при определенных ситуациях. Чтобы сотрудники ГИБДД признали равную обоюдную вину, необходимо:

  1. нарушение ПДД сразу всеми водителями;
  2. установление равной тяжести совершенных гражданами действий, приведших к транспортному происшествию.
  3. наличие связи между самим нарушением правил и возникшей из-за этого аварии;

Причинная связь между нарушением правил и фактом аварии подтверждает обоюдность вины при ДТП.

То есть обе стороны должны нарушить ПДД, что и станет следствием происшествия.Дополнительная информацияВ ряде случаев сам факт неисполнения правил движения не всегда служит основанием для установления обоюдной вины всех участников ДТП.

Примером служит вариант происшествия с участием двух автомашин. За рулем одной находится трезвый водитель, за рулем второй — лицо в состоянии опьянения.

Если причиной столкновения стали действия трезвого водителя, то второй сможет рассчитывать на страховые выплаты. Второе лицо нарушило правила, садясь за руль в нетрезвом виде, но не его действия привели к ДТП, если только его автомобиль двигался с требуемой скоростью с соблюдением маневров. В подобной ситуации причинная связь может указывать на отсутствие обоюдной вины у обеих сторон аварии вообще.Различная степень вины имеет место реже.

Она возникает, когда все участники ответственны в совершении ДТП, но у каждого из них разная тяжесть вины.Примером аварии с различной степенью обоюдной вины служит такая ситуация. Один водитель произвел остановку своего неисправного транспорта на дороге, не установив остановочного знака и не нажав на аварийную сигнализацию.

Управляющий вторым автомобилем с превышением скоростных ограничений совершил наезд на машину первого гражданина, причинив вред не только ей, но и самому человеку.

Оба водители виновны в аварии, но при этом второй совершил более серьезное нарушение ПДД. В связи с этим суд будет исходить из различной степени обоюдности.Европротокол представляет собой извещение о происшествии, оформляемое его участниками без привлечения автоинспекции.

Это не противоречит закону. В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда под от 26.12.2017 г.

сказано, что при отсутствии каких-либо разногласий относительно обстоятельств ДТП, вины и характера повреждений его участниками составляется извещение.Если между участниками имеется спор и ущерб не превышает 100 тысяч рублей, то европротокол может составляться. Но рекомендуется на место происшествия вызывать ГИБДД для урегулирования вопроса в общем порядке.
Но рекомендуется на место происшествия вызывать ГИБДД для урегулирования вопроса в общем порядке.

Также европротокол не может составляться, если в ходе ДТП пострадал человек или в нем участвовало более двух автотранспортных средств.При возникновении аварии на трассе с обоюдной виной следует придерживаться рекомендаций и действовать по плану:

  • Рекомендуется не освобождать проезжую часть после ДТП, даже если имеется препятствие для движения других автомобилей. Несмотря на то, что это нарушает п. 2.6.1. ПДД и влечет наложение штрафа в 1 000 рублей (по ч. 1), происшествие на дороге с обоюдной виной всегда имеет неоднозначный характер. В дальнейшем водители могут оспаривать обоюдную вину, поэтому необходимо оставить автомобили после ДТП в первоначальном положении и вызвать сотрудников ГИБДД. Штраф по ч. 1 в дальнейшем можно оспорить (например, сославшись на отсутствие возможности завести автомобиль после аварии).
  • Дождаться сотрудников ГИБДД. После их приезда производится фиксация повреждений, расположение автотранспортных средств.
  • Установить сзади машины аварийный знак. По требованиям , если вынужденная остановка автомобиля произошла в темное время, то водителю требуется носить на себе одежду со светоотражателями.
  • Включить аварийную сигнализацию.
  • Заглушить двигатель и зафиксировать автомобиль на стояночном тормозе.

ВАЖНОВодители могут не оформлять никаких документов, но при условии, если у них отсутствуют претензии друг к другу. При этом обязательно составляется расписка. Данный документ необходим для того, чтобы каждая из сторон в дальнейшем смогла обезопасить себя от вызова другим участником ДТП патрульной службы.

Расписка также не позволит сторонам обращаться в суд. После составления документа участники могут законно покинуть место аварии.Дежурный, получивший звонок о происшествии, направляет непосредственно на место ДТП с обоюдной виной машину инспекторов ГИБДД. Там от них требуются действия:

  • Детальный осмотр места аварии и пострадавшего транспорта.
  • Составление протокола.
  • Обеспечение сохранности доказательств.
  • Регулировка движения на трассе после аварии.
  • Произведение необходимых замеров, составление схемы происшествия, фотофиксация места ДТП.
  • Вынесение постановления по административному правонарушению со ссылкой на закон и указанием санкции.
  • Подробный опрос всех участников и свидетелей аварии.
  • Вызов скорой и оказание помощи пострадавшим при необходимости до ее приезда.
  • Передача сведений дежурному об участниках происшествия, которые скрылись после его возникновения.

Даже если все участники признали обоюдную вину, сотрудники ГИБДД не вправе отказывать им в оформлении происшествия.

Они обязаны выехать на место и провести все необходимые действия. При этом, если участниками аварии были нарушены требования КоАП, то представитель инспекции вправе наложить на них штраф.ВниманиеЧасть 12 40-ФЗ позволяет гражданам рассчитывать на выплаты в случае наличия совместной ответственности за ДТП.

Страховые компании производят возмещение участникам аварии в равных долях, если суд не смог определить степень их вины. При этом организации всегда должны руководствоваться решением только судебного органа.Если устанавливается конкретная степень вины участников ДТП, то страховщики производят возмещение в соответствующей пропорциональной доле. ГК РФ в ч. 2 предусматривает возможность снижения размера выплат участниками ДТП потерпевшим, если со стороны последнего имелась грубая неосторожность.Отдельные нюансы предусмотрены для выплат по разным типам страхования — и .Право на возмещение по ОСАГО установлено ч.

22 40-ФЗ. Если у участников аварии обоюдная вина равная, то и выплаты им причитаются в равных долях (50/50).

Если суд выяснит, что у сторон ДТП степень вины различная, то возмещение будет утверждено пропорционально тяжести последствий от действий участников аварии.Ч. 1 40-ФЗ содержит требование, согласно которому все собственники автомобилей обязаны страховать свои риски. При этом отсутствие полиса влечет для гражданина наложение штрафа.

Его размер составляет 500 рублей. При первом случае выявления нарушения водитель может ограничиться предупреждением.

Норма предусмотрена в ч. 2 КоАП.ВАЖНОСторона, являющаяся виновником аварии и не имеющая полис, будет обязана возместить ущерб из собственных средств.

Поскольку у водителя отсутствует страховка ОСАГО, то на возмещение со стороны компании в случае ДТП с обоюдной виной она рассчитывать не сможет.Важно оформлять ДТП путем привлечения сотрудников ГИБДД.

При составлении протокола ими обязательно должен фиксироваться факт отсутствия полиса ОСАГО у одной из сторон. В дальнейшем необходимо обратиться в суд за разрешением спора.

На основании его решения возмещение будет происходить из личных средств водителя, не имеющего полис ОСАГО.Особенность данного вида страхования в том, что его тарифы не регулируются со стороны ЦБ РФ.

Условия по КАСКО устанавливаются самими компаниями.

Все зависит от договора с конкретным водителем. Если имеет место ДТП, при выяснении причин которого была установлена обоюдная вина, то страховщик выплатит страхователю всю сумму.Получить полное возмещение по КАСКО возможно только в случае, если компания признает ДТП страховым случаем.

При этом вина водителя в происшествии не является главным условием. Этот факт не учитывает при начислении выплат по КАСКО.Основания, по которым страховщик не соглашается на возмещение клиентам, должны обязательно прописываться в договоре. Его отдельные положения водитель может оспаривать в суде в случае несогласия с отказом в выплатах.При наличии потерпевшего в результате аварии с обоюдной виной учитывается количество виновников.

Если он один, то пострадавший может обратиться в страховую компанию виновного водителя с требованием о возмещении.Дополнительная информацияЧ. 1 также предусматривает возможность получения потерпевшим в ДТП возмещения сверх установленной выплаты по ОСАГО.

Его выплачивает тот, кто причинил ущерб.При наличии сразу нескольких виновников происшествия потерпевшему следует обращаться к страховщикам каждого из них. Выплаты будут назначены после установления степени вины всех участников ДТП. Они отвечают солидарно при равной и индивидуально при различной обоюдной вине.

Пострадавший в случае получения увечий также может рассчитывать на компенсацию морального вреда, выплачиваемую сверх возмещения из собственных средств всех виновников аварии.

Возмещение в аварии с велосипедистом зависит от степени виновности обоих участников ДТП.

Велосипедист, нарушивший ПДД, отвечает по ч. 2 КоАП. На него налагается штраф 800 рублей.

Также при необходимости проводится его освидетельствование на предмет присутствия алкоголя в крови.

Если подтвердится факт опьянения, то с него дополнительно взыскивается штраф до 1500 рублей. Велосипедист при наличии обоюдной вины будет обязан возместить имущественный и моральный вред водителю транспорта.Управлявшее автомобилем лицо должно компенсировать пострадавшему велосипедисту:

  1. ущерб имуществу (максимально 400 тысяч рублей согласно );
  2. вред здоровью (до 500 тысяч с учетом требований ст. 7 закона);
  3. моральный вред, если у потерпевшего имелись затраты на лечение и восстановление после травмы.

При наличии обоюдной вины водителей и велосипедистов споры о возмещении вреда следует разрешать в суде.

Орган устанавливает степень виновности всех участников ДТП и назначает соразмерную компенсацию. При этом велосипедист находится в более выгодном положении.

Он вправе обратиться за выплатой в страховую компанию водителя автомобиля. Суды чаще бывают на стороне велосипедистов по причине того, что автомобиль считается источником повышенной опасности.В указано, что участники происшествия могут покинуть место ДТП, если у них нет разногласий. При этом в ходе аварии должно пострадать только имущество.

При этом в ходе аварии должно пострадать только имущество. Граждане вправе самостоятельно договориться на месте без привлечения сотрудников ДПС или обратиться для составления документов об аварии в ближайший пункт патрульной службы.В прочих ситуациях, когда причинен вред здоровью других лиц, имеется повреждение имущества посторонних лиц, покидать место происшествия участникам запрещается. Исключением может быть только срочная необходимость в доставке потерпевшего в медучреждение.

Но даже после этого виновник обязан вернуться обратно.

().ВАЖНОЗа оставление места ДТП с обоюдной виной водителю грозит лишение водительских прав на год или полтора, либо арест на 15 суток. Данная санкция указана в ч. 2 КоАП.В случае несогласия участника происшествия с выводами сотрудников ГИБДД, а также при явном нарушении ими процессуальных правил рекомендуется обжаловать их действия.

При обжаловании ДТП с обоюдной виной необходимо соблюдать следующий порядок:

  • Привлечь свидетелей, оформив их показания письменно.
  • Потребовать проведения экспертизы (трассологической, психоневрологической, автотехнической).
  • Обратиться в суд при отрицательном ответе вышестоящей инстанции ГИБДД.
  • Подать жалобу в вышестоящую инстанцию ГИБДД.
  • Привлечь в ходе гражданского процесса свидетелей, ходатайствовать о приобщении к делу записей видеокамер с места ДТП.
  • Запросить данные с камер наблюдения.
  • При неблагоприятном решении суда подать апелляцию в вышестоящий орган.
  • Составить иск, описав в нем ситуацию, возникшую при ДТП. Изложить в заявлении доказательства невиновности или причины, по которым степень вины должна быть уменьшена.

Известно множество примеров решений судов, касающихся обоюдной вины при авариях на дороге.Два схожих дела рассматривались районными судами Санкт-Петербурга и Самары. В обоих случаях один из водителей пытался оспаривать равную обоюдную вину при ДТП. Имелась попытка переквалифицировать ее на различную и уменьшить размер выплат в счет ущерба.

В обоих случаях один из водителей нарушил ПДД при проезде перекрестка, а второй — правила, касающиеся превышения скорости.Лица были признаны обоюдно виновными в возникшем ДТП и получили компенсацию от страховщиков в размере 50:50.

Нарушившие скоростной режим водители оспорили сумму возмещения.

Один обратился в Ленинский суд Санкт-Петербурга с требованием назначить ему выплату в размере 75%, а второму виновнику — 25%.

Другой подал заявление в Волжский суд Самары о возмещении ему 90% вместо ранее установленных 50%.В обоих случаях водители, нарушившие ПДД при переезде перекрестков, привлекли для рассмотрения дела экспертов. Они смогли доказать, что именно превышение вторыми водителями скорости стало главной причиной происшествия.

И Ленинский, и Волжский суды согласились с выводами экспертов, оставив прежние решения в силе.В Туле в 2017 году и в Орле в 2015 рассматривались схожие дела касательно неправильного установления сотрудниками ГИБДД общей вины. В обоих случаях не учитывались нарушения ПДД, допущенные потерпевшими.

Виновные в ДТП обратились в суд, поскольку не были удовлетворены размерами возмещений по ОСАГО.

Другой водитель из Тулы также оспаривал иск пострадавшего о дополнительном взыскании с него средств на ремонт машины. В обоих случаях водители смогли доказать факт обоюдной вины вместе с пострадавшими.

Истцы предъявили расшифровки данных с установленных на трассах камер видеофиксации, которые выявили факт превышения потерпевшими скорости.

При этом данные сведения не были приняты во внимание сотрудниками ГИБДД при составлении протоколов и постановлений.

Суды признали обоюдную вину и уменьшили размер возмещений за причинение ущерба в два раза.Отдельный нюанс касается оставления места аварии. не допускает этого, если при происшествии имеются потерпевшие. Оставить место ДТП могут только те виновники, которые не имеют друг к другу претензии касательно происшествия.

При этом сама авария должна быть незначительной (в ее результате нет пострадавших). В остальных случаях оставление места ДТП чревато для водителей лишением прав и административным арестом.ВопросОтветМожно ли доказать наличие обоюдной вины при аварии, если сотрудники ГИБДД отказываются ее признавать?Это возможно. Необходимо подать жалобу в вышестоящее подразделение ГИБДД или обратиться в суд с иском.

Требуется предоставить доказательства ДТП с обоюдной виной. При этом вопрос о наличии или отсутствии обоюдной вины решается только судом.Можно ли рассчитывать на выплаты по ОСАГО и КАСКО при наличии обоюдной вины в ДТП?Обе стороны вправе рассчитывать на данный вид страховых возмещений. По ОСАГО они получают выплаты в равных долях или с учетом степени их виновности в аварии.

По КАСКО возмещение не зависит от вины. Оно выплачивается на основании условий заключенного со страховщиком договора.Можно ли получить выплату по ОСАГО по ДТП с обоюдной виной при отсутствии полиса?Потерпевший вправе предъявить требование к виновнику через суд.

Возмещение будет произведено из собственных средств причинившего ущерб.Можно ли составить европротокол при аварии с обоюдной виной, если в ней участвовало сразу три автомобиля?Европротокол возможен только при ДТП с участием двух машин, а при обоюдной вине данный документ не составляется вообще. При столкновении сразу трех автомобилей требуется вызов ДПС.Можно ли оставить место ДТП при обоюдной вине, если в ходе него пострадал человек?Виновник аварии может отвезти потерпевшего в медучреждение.

Но он обязан вернуться на место происшествия обратно.

Можно ли оформить Европротокол при обоюдной вине

​Оформление Европротокола при обоюдной вине водителей не противоречит закону, если оба участник ДТП не имеют возражений о причинах его возникновения.

Сами автовладельцы не могут определить, в какой степени каждый из них виноват в аварии. Поэтому страховые компании возместят ущерб в равных долях (50 на 50), либо в соответствие с предписанием суда. Для оформления упрощенного извещения о ДТП (Европротокола) закон не предусматривает исключение или специальных правил.

Водители могут указать в документе, что оба виноваты в столкновении, зафиксировать все обстоятельства ДТП и наступившие последствия.

Возможность использовать схему Европротокола зависит не от обоюдной вины, а от следующих факторов:

  • если в ДТП столкнулось только два автомобиля;
  • если столкновение автомашин не повлекло травм или человеческих жертв;
  • если предварительная оценка ущерба от аварии не превышает 100 тыс. руб.;
  • если у обоих автовладельцев есть полисы ОСАГО.

Читайте также «» При заполнении извещения по программе Европротокола у сторон не должно возникать разногласий относительно вины в аварии и наступивших последствиях. Поэтому в документе нужно указать, что виновные действия каждого водителя привели к столкновению.

Даже при соблюдении указанных требований, при получении страховки могут возникнуть проблемы. Страховщики рассматривают Европротоколы по упрощенным правилам, однако все равно обязаны точно определить, кто и в какой степени виноват в аварии. Если в извещении о ДТП есть ссылка на обоюдную вину, выплачивать страховку будут сразу две страховые компании.

Точный размер выплат, который получат оба пострадавших, зависит от их степени вины. Решить такой вопрос самостоятельно страховые компании не могут, поэтому возможны 2 варианта развития событий:

  1. при отсутствии решения суда, либо если он не смог определить степень вины, пострадавшие получат только по 50% причитающегося возмещения.
  2. будет вынесен отказ в возмещении с разъяснением, что для получения страховки нужно определить через суд степень виновности каждого участника ДТП;

Таким образом, по Европротоколу с обоюдной виной будет наверняка вынесен отказ страховщика.

Однако получить часть страховки, соответствующую доле вины, можно получить через суд.

Об этих нюансах расскажем ниже. Читайте также «» Формально, отказ страховой возместить ущерб по Европротоколу с обоюдной виной является нарушением закона. В Законе № 40-ФЗ указано, что при отсутствии судебного акта страховщики должны платить из расчета 50 на 50, т.е. в равных долях. На практике, страховой компании проще отказать в выплатах по Европротоколу, отправить пострадавших в суд для определения степени вины.
в равных долях. На практике, страховой компании проще отказать в выплатах по Европротоколу, отправить пострадавших в суд для определения степени вины.

В этом заинтересованы и сами автовладельцы, так как, снизив процент своей виновности, они автоматически увеличат сумму выплат. За незаконный отказ в выплате, страховщика можно привлечь к дополнительной ответственности в виде штрафа. Однако по итогам судебных разбирательств одна из страховых компаний может вообще избежать выплат, поэтому такой риск оправдан.

Читайте также «» Чтобы получить возмещение ущерба по Европротоколу с обоюдной виной, водители должны:

  • представить в процесс доказательства, позволяющие оценить степень вины каждого из автовладельцев;
  • подать в суд исковое заявление на установление степени виновности (иск может подать любой из водителей, а к участию в процессе привлекается и страховая компания);
  • при отказе страховщика оплатить часть ущерба, можно получить исполнительный лист и приступить к принудительному взысканию.
  • получить решение суда с указанным процентом вины, представить его в страховую компанию для получения выплат по ОСАГО;
  • получить официальный отказ страховщика, материалы страхового дела;

Только суд вправе сделать окончательный вывод о степени вины. Для этого будут использованы материалы страхового дела и сам Европротокол. Водители могут представлять и иные доказательства, видеозаписи с камер и видеорегистраторов, фотографии, показания свидетелей.

Использовать документы из ГИБДД будет невозможно, так как Европротокол оформляется без вызова инспекторов. В решении суда будет указана не только степень вины каждого из участников ДТП, но и требование к страховой компании обеспечить выплату по ущербу.

Поэтому можно в общем порядке получить исполнительный лист, подать его в ФССП, если страховая компания откажется платить и по решению суда. По судебному акту доля вины может быть любой – от стандартных 50 на 50, до пропорций 30 на 70 или 10 на 90.

Оценив размер повреждений, страховая компания рассчитает и пропорциональную долю выплаты пострадавшему. Приложение Скачать

Оформление обоюдной вины при ДТП

Обоюдная вина – термин, который часто встречается при возникновении дорожно-транспортных происшествий и последующего правового оформления ДТП.

Дело в том, что оценка произошедших событий сотрудниками ГИБДД дается на основе действий участников дорожного движения, а отсюда и поиск виновных, которые в последующем будут нести один из видов юридической ответственности и оплачивать материальный или моральный ущерб.Разбор любой аварийной ситуации, в том числе и произошедшей по обоюдной вине производится на основании следующих нормативно-правовых актов:Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

  1. Статей Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации в актуальной редакции (далее — ПДД);
  2. Требований «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  3. Положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
  4. Ведомственных нормативных актов, приказов и распоряжений.
  5. Положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ);

Обоюдная вина при ДТП – термин во многом спорный и не имеющий четкого определения, которое было бы закреплено в Гражданском или Административном кодексах. Однако, как показывает практика, сотрудники ГИБДД и страховые компании часто используют данную форму вины при оценке аварийной ситуации.

Итак, исходя из судебной практики, обоюдная вина в аварии – это такой результат происшествия, при котором каждый его участник тем или иным образом нарушил ПДД и подлежит привлечению к юридической ответственности в соответствии с КоАП РФ.Но, необходимо знать, что как таковое нарушение ПДД участником дорожного движения, который попал в ДТП, не является прямым основанием для признания обоюдной вины. Так, согласно возмещение вреда происходит пропорционально степени виновности участников. Другими словами, если нарушение к свершившемуся дорожно-транспортному происшествию не имеет отношения, то и вина не признается обоюдной.

К примеру:

  1. ДТП произошло из-за того, что один из водителей проехал перекресток на запрещающий сигнал. При этом второй водитель не имел право управлять транспортным средством. На лицо нарушение правил со стороны обоих. Виновным в аварии будет признан первый водитель, так как именно его нарушение стало непосредственной причиной происшествия.
  2. ДТП произошло из-за того, что один водитель выехал на перекресток со второстепенной дороги, и остановился для того, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Однако, тот, кто ехал по главной дороге существенно превысил скорость движения и подъезжая к перекрестку, не успел затормозить врезался в первого. В таком случае действия обоих водителей могут квалифицироваться как действия, которые непосредственно привели к столкновению.

Обоюдная вина в дорожно-транспортных происшествиях возникает в следующих случаях:

  • Событие ДТП является следствием таких обстоятельств, при которых точно определить степень виновности участников не представляется возможным. Чаще всего это случается в зонах движения с нерегулируемыми условиями, например , стоянках и т.п.
  • Случаи, когда все стороны согласились со своею обоюдной виновностью.
  • Результатом ДТП является такое стечение обстоятельств, при котором вина участников определена в точности, при этом именно их обоюдные действия стали причиной происшествия.

В любом случае виновность того или иного участника движения или их обоюдную виновность определяет суд, который может не согласиться с доводами расследовавших происшествие сотрудников ГИБДД или вариантом, при котором сами участники признали свою обоюдную вину при ДТП.Даже при условии, что дорожная авария произошла по причине нарушения несколькими участниками движения, определяется степень вовлеченности каждого из них. При этом обоюдная вина в ДТП может быть:

  1. Равной.

Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:

  • Наличие непосредственной связи допущенного нарушения каждым участником с событием происшествия.
  • Нарушение ПДД каждым участником движения.

Рассмотрим классический пример: в автомобиль, за рулем которого находился пьяный водитель, врезается другой автомобиль, за рулем которого был трезвый водитель.

Правила дорожного движения нарушили оба, однако аварию спровоцировал трезвый водитель. Это значит, что вина не будет признана обоюдной, а пьяный водитель сможет получить компенсацию материального ущерба и страховые выплаты.

И только в дальнейшем, в соответствие со , страховщик в порядке регрессного требования потребует возместить размеры страховых выплат с пьяного водителя.

  • Равная тяжесть совершенных нарушений ПДД. Для того, чтобы определить равную тяжесть учитывается количество нарушенных положений Правил дорожного движения и строгость наказания за них, которая предусмотрена в КоАП. Если они примерно равны, то судья выносит решение о равной обоюдности вины в ДТП при наличии первых двух пунктов.
  1. Различной.

Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго. При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины.

Дело в том, что другой методики просто не существует, а в некоторых случаях определить степень виновности в ДТП того или иного водителя не сможет и высокопрофессиональный эксперт.Ярким примером ДТП с различной степенью вины является тот случай, когда водитель неисправного автомобиля, остановившись на обочине, не выставил предупреждающего знака и не включил аварийную световую сигнализацию. Другой водитель, двигаясь в попутном направлении существенно превысив установленную скорость движения, не заметив сломавшийся автомобиль на дороге, въезжает в него.

При этом:

  • Правила дорожного движения, которые спровоцировали аварию, нарушили оба водителя: один не установил положенный знак остановки и не включил аварийную сигнализацию, а второй превысил скорость, не убедился в том, что ему ничто не препятствует и не сумел избежать ДТП.
  • Нарушения первого водителя менее тяжкие. Ведь если бы другой участник аварии не превышал бы скорость, то скорее всего он смог бы избежать столкновения.

Таким образом, любой суд примет решение о различной обоюдной вине при ДТП.Пошаговая инструкция оформления обоюдного ДТП:

  • Позвоните в ГИБДД, сделать это можно .
  • Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.В темное время суток на проезжей части или обочине необходимо быть одетым в куртку или жилет-накидку с элементами световозвращающего материала, соответствующих требованиям . ()
  • По прибытии сотрудников ГИБДД максимально полно расскажите им о событии и проследите за тем, чтобы ваши слова были в точности занесены в протокол.
  • Попробуйте самостоятельно отыскать свидетелей происшествия, зафиксируйте повреждения и расположение машин на фотоаппарат, по возможности спросите у других участников движение записи с видеорегистраторов.
  • Исходя из обстоятельств аварии, настаивайте на своей невиновности.

Если есть уверенность в том, что столкновение спровоцировано другим участником, то придется обращаться в суд, где необходимо будет отстаивать свою позицию.При незначительных повреждениях автомобилей и отсутствии пострадавших можно будет не вызывая сотрудников ГИБДД.В тех случаях, когда оформлением результата аварии занимается инспектор ГИБДД, необходимо ненавязчиво проследить за его работой, в особенности обратить внимание на составление следующих документов:

  • Протокол, в котором должны быть отражены:
  • для каждого участника.
  1. объяснения водителей, очевидцев.
  2. расстояния от отсчетных точек;
  3. описание повреждений;
  4. схема расположения автомобилей;
  • Постановление о правонарушении с указанием конкретной статьи КоАП РФ.

Непосвященному человеку может показаться, что если совершено ДТП по обоюдной вине, то участники аварии друг другу ничего не выплачивают, а виновность и затраты на ремонт как бы уравновешиваются.

Однако это в корне неправильное мнение. говорит о том, что выплачивать деньги за нанесенный вред должны страховые компании в точном соответствии с выясненной судебными органами степенью вины каждого из участников дорожно-транспортного происшествия.Если степень виновности невозможно определить даже в суде, то страховые компании, которые страховали ответственность водителей, в равных размерах.Схожие требования содержатся и в Гражданском кодексе Российской Федерации, а конкретнее в , где сказано, что размер возмещаемых средств уменьшается при наличии неосторожности потерпевшего грубого характера, которая спровоцировала происшествие.Таким образом, выплата ущерба при ДТП с обоюдной виной производится в обычном порядке без предоставления дополнительных документов и доказательств. При назначении выплат учитываются следующие обстоятельства:

  1. основанием для производства выплат является решение суда;
  2. если судья не смог определить степень вины участников происшествия, то выплаты производятся в равных долях.
  3. для того, чтобы рассчитать правильно выплаты принимается во внимание степень виновности участников аварии;

В соответствии со выплаты потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии производятся пропорционально степени вины.

А степень вины рассчитывается в двух значениях:

  • Равная.

Наиболее часто встречающийся вариант обоюдной вины при ДТП. Он устанавливается либо в суде, либо в тех случаях, когда расследование происшествия не дошло до суда.

В таких случаях каждый участник аварии получает выплату, которая равна 50% ущерба ему причиненного.В качестве примера расчета равных выплат можно привести следующий случай: в дорожно-транспортном происшествии пострадали две машины. Ремонт первой обойдется в 60 тыс. рублей, ремонт второй в 30 тыс.

рублей. Суд, рассмотрев обстоятельства аварии, признал равную обоюдную вину обоих участников. В таком случае владелец первой машины может рассчитывать на выплаты в размере 30 тыс.

рублей, владелец второй – 15 тыс. рублей. Недостающие средства придется изыскивать самостоятельно.Но бывают случаи, когда ущерб причиненный автомобилю настолько велик, что даже та сумма, которую страховая компания выплатит владельцу, превышает размер страховых выплат в обычных обстоятельствах. Здесь можно обратиться в суд и истребовать от участника ДТП необходимые деньги.

Однако, сделать это можно будет только в размере 50% от общей суммы.

  • Пропорционально вине.

В тех случаях, когда суд определил, что в произошедшем дорожном столкновении виноваты все участники, только в разной степени, то выплаты страховых сумм будут пропорциональны степени виновности.Если рассмотреть предыдущий пример, и принять то, что в суде было определено, что первый водитель оказался виноватым на 10%, а второй на 90%, то выплаты будут сделаны в следующих размерах:

  1. первый водитель получит – 54 тыс. рублей;
  2. второй — 3 тыс.

    рублей.

Особенности определяются конкретными положениями договора страхования. Если дорожно-транспортное происшествие с обоюдной виной подпало под условия страхования и нет причин вынесения отказа, то вся страховая сумма будет выплачена в полном размере. Страховая компания не интересуется наличием вины потерпевшего.Основания для отказа в выплате средств должны быть четко прописаны в договоре.

При несоблюдении страховщиком своих обязанностей, водитель имеет право обратиться за помощью в суд.Если в дорожно-транспортном происшествии, которое произошло по обоюдной вине есть пострадавшие или даже погибшие, то в зависимости от тяжести вреда здоровью, для водителей, виновных в происшествии наступает административная или уголовная ответственность.В соответствии с положениями от 23.06.2015 года административную или уголовную ответственность, в том числе и лишение свободы, будут нести оба участника дорожного происшествия.

  1. За вред, который причинён самому себе, наказание нести не придётся, а вот другой виновник ДТП будет отвечать в зависимости от степени вины.
  2. За вред, причинённый постороннему участнику движения или пассажиру при обоюдном ДТП отвечать будут оба водителя, виновных в аварии.

Согласно требованиям на территории Российской Федерации запрещается пользоваться транспортным средством без предварительной страховки гражданской ответственности.В случаях, когда происходит ДТП по обоюдной вине и один или все участники происшествия не имеют страховки, то выплаты пропорциональные вине каждого водителя производятся из собственных средств.Для водителя, который признан виновным в ДТП наступают неблагоприятные последствия, выраженные в возмещении материального ущерба и исполнения наказания. Иногда, когда произошедшее ДТП признается обоюдным, возникают ситуации, когда один из участников считает себя необоснованно обвиненным.

Оптимальным способом восстановления законности для такого водителя становится оспаривание вины.Стоит отметить, что участник дорожно-транспортного происшествия признается виновным в том случае, когда существует устойчивая причинно-следственная связь между нарушением ПДД и ДТП.Процедура обжалования обоюдной вины при ДТП актуальна в следующих случаях:

  • Несогласие участника ДТП с актом, который содержит выводы по нарушению правил.
  • Отсутствие четкой причинно-следственной связи между нарушением ПДД и ДТП.
  • Нарушение процессуальных правил и требований лицом, которое выносит постановление по делу.

Само по себе обжалование может происходить в следующем порядке:

  1. Через суд.
  2. В гражданском процессе.
  3. Досудебное – посредством жалобы вышестоящим органам управления ГИБДД.

Обжалование виновности может происходить с целью назначения обоюдной вины при ДТП.Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  1. В апреле 2017 года Волжским районным судом г.

    Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине.

    Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП.

    В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.

  2. В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге.

    Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался.

    После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

  1. Оформление европротокола.

Часто возникает вопрос, можно ли оформить европротокол, если оба участника ДТП являются виновниками?

В соответствии со и от 23.06.2015 года выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если судом не установлено пропорциональное соотношение вины.