×
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Главная - Другое - Общая характеристика федерального законодательства в сфере социального обеспечения

Общая характеристика федерального законодательства в сфере социального обеспечения

Общая характеристика правовой основы социального обеспечения


Под источниками права социального обеспечения понимают нормативно-правовые акты уполномоченных субъектов, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет данной отрасли права. Отрасль права социального обеспечения обладает множеством источников. Так, можно провести следующую классификацию источников права социального обеспечения:1) по уровню правового регулирования: федеральные нормативные акты; нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты (на уровне общественных объединений, предприятий, организаций);2) по объекту воздействия: нормативные акты, регулирующие пенсионные отношения, либо пособия и компенсационные выплаты, либо социальное обслуживание населения и т.

д.;3) по кругу лиц: нормативные акты, направленные на пожилых граждан, либо на инвалидов, либо на семьи с детьми, либо на государственных служащих, либо на военнослужащих, либо на иные категории граждан;4) в зависимости от источника финансирования тех мероприятий, которые регулируются соответствующими нормативными актами: нормативные акты, которые регулируют социальное обеспечение за счет средств обязательного социального страхования (государственных внебюджетных фондов) либо за счет бюджетных средств;5) по юридической силе все источники права социального обеспечения подразделяются на международно-правовые акты и внутригосударственное законодательство.Из международно-правовых документов выделяют: Конвенцию о правах ребенка, Конвенцию о равных возможностях лиц, обремененных семейными обязанностями.Внутринациональное законодательство включает в себя: Конституцию Российской Федерации, ряд федеральных законов в области социального обеспечения:* ФЗ

«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

;* ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;* ФЗ. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;* ФЗ.

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

;* ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;* Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;* Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».* и др.Классификация источников ПСО.Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени их важности и субординации, т. е. по юридической силе; 2) по сфере их действия; 3) по органам, принявшим нормативный акт; 4) по форме акта; 5) по правовым институтам.Среди перечисленных выше классификаций наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают.По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами.

Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и ее субъектов. Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации, которая была принята в результате референдума 12 декабря 1993 г.По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления.

Также к данной группе источников следует отнести коллективные договоры.Следовательно, цель локальных актов — устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.Следует иметь в виду, что источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими.1) по пенсионному обеспечению граждан;2) по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами;3) по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

4 min read 3 min read 5 min read 3 min read 4 min read 1 min read

11 нормативно-правовых актов, которые регулируют предоставление людям мер социальной защиты

ПРО ПАЛЛИАТИВ использует cookie для статистики и аналитики, чтобы сделать сайт максимально удобным.

Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Подтверждаю — — 04 сентября 2021 Поделиться 04 сентября 2021 Поделиться

  • (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н) определяет основные задачи и функции этих учреждений, их организационную структуру, устанавливает порядок их деятельности в процессе проведения медико-социальной экспертизы.
  • от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устанавливает основы социального обслуживания граждан. В нем прописаны полномочия органов государственной власти в сфере социального обслуживания, права и обязанности тех, кто получает социальные услуги и тех, кто их предоставляет.
  • от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждает порядок и условия признания человеком инвалидом федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
  • от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Он устанавливает систему мер (экономических, правовых, социальных), которые гарантирует государство для своих граждан. Все это должно обеспечить инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и создать для них равные с другими людьми возможности участия в жизни общества.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2021 № 467 «» устанавливает особенности признания человека инвалидом во время пандемии коронавируса. Действует с 1 марта 2021 года до 1 октября 2021 года включительно. Временный порядок утвержден в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н) регулирует отношения, возникающие при проведении медико-социальной экспертизы федеральными государственными учреждениями МСЭ.
  • от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает основы оказания государственной социальной помощи различным категориям граждан. Он определяет порядок учета прав граждан на социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, а также иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.

Регламент устанавливает стандарт предоставления этой услуги, в том числе в электронной форме, сроки и последовательность административных процедур и административных действий. Также в регламенте прописан порядок взаимодействия федеральных государственных учреждений МСЭ с получателями государственной услуги, органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями.Зачем юристы советуют проводить психиатрическую экспертизу тяжелобольного человека перед подписанием им важных документов, что надо знать о доверенности и договоре дарения8.

инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (утв.

Правительства РФ от 7 апреля 2008 г.

N 240) Правила определяют порядок обеспечения техническими средствами реабилитации, предусмотренными :

  1. детей в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок-инвалид».
  2. людей, признанных инвалидами (за исключением тех, кто признан инвалидом вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний),

Кроме того, Правила содержат порядок обеспечения протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами.9. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р

« реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду»

утверждает перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, которые предоставляются инвалиду за счет средств федерального бюджета.10.

от 28.12.2017 N 888н

«Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации»

.11. от 13 июня 2017 г. N 486н

«Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

.Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. 04 сентября 2021 Поделиться 04 сентября 2021 Поделиться Оформите регулярное пожертвование на любую сумму.

Это поможет нам и дальше готовить статьи, видео, инфографику и другие материалы о паллиативной помощи — чтобы люди в России никогда не оставались один на один с неизлечимой болезнью В первую очередь, для фармацевтических и медицинских работников В первую очередь, для фармацевтических и медицинских работников Помогут разобраться, кто и в каком объеме имеет право на паллиативную помощь Помогут разобраться, кто и в каком объеме имеет право на паллиативную помощь Юрисконсульт фонда «Вера» Анна Повалихина о том, как оформить инвалидность, пройти медико-социальную экспертизу и обжаловать ее решение Юрисконсульт фонда «Вера» Анна Повалихина о том, как оформить инвалидность, пройти медико-социальную экспертизу и обжаловать ее решение Основные проблемы и осложнения у лежачих пациентов со спинальной мышечной атрофией, решения этих проблем и планирование потомства при СМА в семье Основные проблемы и осложнения у лежачих пациентов со спинальной мышечной атрофией, решения этих проблем и планирование потомства при СМА в семье Кому положены лекарства, медицинские изделия, спецпитание, путевки на санаторно-курортное лечение в рамках НСУ, как можно отказаться от положенных услуг и чем это компенсируется Важно Кому положены лекарства, медицинские изделия, спецпитание, путевки на санаторно-курортное лечение в рамках НСУ, как можно отказаться от положенных услуг и чем это компенсируется Статус ребенка-инвалида и инвалида-взрослого сильно различаются.

Это поможет нам и дальше готовить статьи, видео, инфографику и другие материалы о паллиативной помощи — чтобы люди в России никогда не оставались один на один с неизлечимой болезнью В первую очередь, для фармацевтических и медицинских работников В первую очередь, для фармацевтических и медицинских работников Помогут разобраться, кто и в каком объеме имеет право на паллиативную помощь Помогут разобраться, кто и в каком объеме имеет право на паллиативную помощь Юрисконсульт фонда «Вера» Анна Повалихина о том, как оформить инвалидность, пройти медико-социальную экспертизу и обжаловать ее решение Юрисконсульт фонда «Вера» Анна Повалихина о том, как оформить инвалидность, пройти медико-социальную экспертизу и обжаловать ее решение Основные проблемы и осложнения у лежачих пациентов со спинальной мышечной атрофией, решения этих проблем и планирование потомства при СМА в семье Основные проблемы и осложнения у лежачих пациентов со спинальной мышечной атрофией, решения этих проблем и планирование потомства при СМА в семье Кому положены лекарства, медицинские изделия, спецпитание, путевки на санаторно-курортное лечение в рамках НСУ, как можно отказаться от положенных услуг и чем это компенсируется Важно Кому положены лекарства, медицинские изделия, спецпитание, путевки на санаторно-курортное лечение в рамках НСУ, как можно отказаться от положенных услуг и чем это компенсируется Статус ребенка-инвалида и инвалида-взрослого сильно различаются.

Чтобы не оказаться в трудной ситуации, надо подготовиться к совершеннолетию заранее.

Важно Статус ребенка-инвалида и инвалида-взрослого сильно различаются.

Чтобы не оказаться в трудной ситуации, надо подготовиться к совершеннолетию заранее. Кому положены лекарства, медицинские изделия, спецпитание, путевки на санаторно-курортное лечение в рамках НСУ, как можно отказаться от положенных услуг и чем это компенсируется Кому положены лекарства, медицинские изделия, спецпитание, путевки на санаторно-курортное лечение в рамках НСУ, как можно отказаться от положенных услуг и чем это компенсируется Статус ребенка-инвалида и инвалида-взрослого сильно различаются. Чтобы не оказаться в трудной ситуации, надо подготовиться к совершеннолетию заранее.

Статус ребенка-инвалида и инвалида-взрослого сильно различаются. Чтобы не оказаться в трудной ситуации, надо подготовиться к совершеннолетию заранее. В первую очередь, для фармацевтических и медицинских работников В первую очередь, для фармацевтических и медицинских работников Помогут разобраться, кто и в каком объеме имеет право на паллиативную помощь Помогут разобраться, кто и в каком объеме имеет право на паллиативную помощь Юрисконсульт фонда «Вера» Анна Повалихина о том, как оформить инвалидность, пройти медико-социальную экспертизу и обжаловать ее решение Юрисконсульт фонда «Вера» Анна Повалихина о том, как оформить инвалидность, пройти медико-социальную экспертизу и обжаловать ее решение Основные проблемы и осложнения у лежачих пациентов со спинальной мышечной атрофией, решения этих проблем и планирование потомства при СМА в семье Основные проблемы и осложнения у лежачих пациентов со спинальной мышечной атрофией, решения этих проблем и планирование потомства при СМА в семье Портал «Про паллиатив» — крупнейший информационный проект в стране, посвященный помощи неизлечимо больным людям и их родным Мы помогаем родственникам тяжелобольных людей разобраться в том, как ухаживать за ними дома, как добиться поддержки от государства и как пережить расставание, а медикам — пополнять свои знания о паллиативной помощи.

Общая характеристика источников права социального обеспечения

Система источников права социального обеспечения достаточно обширна, поэтому рассмотрим основные из них.

Согласно ст. 15 Конституции РФ, составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применяются правила международного договора.
Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применяются правила международного договора. Существует несколько групп международных актов, касающихся социального обеспечения, принимаемых Организацией Объединенных Наций, Международной организацией труда, Советом Европы, Содружеством Независимых Государств (СНГ).

Эти акты носят различные наименования – пакты, конвенции, рекомендации, соглашения, договоры. Такие международные акты содержат не только общие идеи о праве каждого человека на определенные виды социального обеспечения, но и конкретные нормы обеспечения.

К первой группе актов относятся, например, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка, Конвенция МОТ

«О возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве»

, Рекомендация МОТ «О безработице» и др.

Кроме них существуют также и двусторонние акты – соглашения и договоры, заключаемые между двумя или более сторонами в рамках международных организаций. Соглашения, заключаемые между государствами – участниками СНГ, содержат условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства в другое в рамках СНГ, например Соглашение СНГ от 13 марта 1992 г.

«О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»

.

В настоящее время государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе в области социального обеспечения. К их числу относится, например, Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова от 10 февраля 1995 г., вступившее в силу с 4 декабря 1995 г.

Можно также назвать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам Российской Федерации и гражданам Республики Казахстан, проживающим и (или) работающим на Байконуре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г.

Таким образом, нормы международных актов по своей юридической силе выше российских законов. Во вторую группу входят национальные (отечественные) источники права. Основным законом России является Конституция Российской Федерации. Это основа всего текущего законодательства в стране, включая сферу социального обеспечения.
Это основа всего текущего законодательства в стране, включая сферу социального обеспечения.

В ней, в частности, говорится, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция Российской Федерации закрепляет также право граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и т. п.[57] Общего отраслевого кодифицированного акта, регулирующего все отношения по социальному обеспечению граждан, до настоящего времени нет.

Есть несколько кодификационных законов, регулирующих часть правоотношений по социальному обеспечению. Так, имеется один кодификационный акт – Основы законодательства об охране здоровья граждан.

Нормы этого закона закрепляют понятие охраны здоровья, основные принципы, права граждан в этой сфере их жизни. В нем есть отдельные нормы, конкретно определяющие условия предоставления гражданам отдельных видов социального обеспечения, например пособия по временной нетрудоспособности. Кодификацированным законом считается Федеральный закон от 16 июля 1999 г.

«Об основах обязательного социального страхования».

С его принятием законодательно оформилось обязательное социальное страхование как организационно-правовая форма социального обеспечения. В нем закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных страховых рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.
В нем закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных страховых рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Этот закон можно считать кодифицированным только в части социального обеспечения граждан в порядке обязательного социального страхования. Кодификацированным можно признать Федеральный закон от 19 мая 1995 г.

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

, закрепивший систему пособий, предназначенных гражданам, имеющим детей.

Ко второй группе источников права социального обеспечения относятся также законы субъектов Российской Федерации. В них предусматриваются гарантии по социальной защите еще, временно и уже нетрудоспособных категорий граждан, безработных, а также малоимущих слоев населения на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

При наличии собственных средств в региональных законах могут содержаться дополнительные (повышенные) меры социальной поддержки лиц, нуждающихся в них. В источниках права социального обеспечения существуют особенности.

Во-первых, нормы права социального обеспечения непосредственно содержатся в актах, полностью посвященных регулированию только отношений по отдельным видам социального обеспечения граждан, например в Федеральном законе РФ от 17 декабря 2001 г.

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Во-вторых, имеются комплексные акты, содержащие нормы ряда отраслей права, в том числе и права социального обеспечения, например Закон РФ

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

.

В-третьих, бывает так, что нормы одной отрасли права регулируют и отношения по социальному обеспечению. Так, ТК РФ содержит специальные нормы, касающиеся выплат в порядке обязательного социального страхования (например, ст.

183, 184 ТК РФ). Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения – трудового стажа, трудовых пенсий, пенсий, предоставляемых государственным пенсионным обеспечением, пособий и социальных компенсационных выплат, социальных услуг, медицинской помощи и лечения, государственной социальной помощи и др.

Ряд текущих законов регулирует отношения по пенсионному обеспечению различных категорий граждан. Важными из них являются федеральные законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Важными из них являются федеральные законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Данными законами установлены, как отмечалось выше, две пенсионные системы.

Одна общая – для всех работающих по найму или в порядке самозанятости, а другая – привилегированная для отдельных лиц, например для государственных служащих.

Другим, не менее важным законом, регулирующим пенсионное обеспечение достаточно широкого круга лиц, является Закон РФ от 12 февраля 1993 г.

«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

. Его нормы устанавливают пенсионное обеспечение кадрового состава Вооруженных Сил России и военнослужащих, проходящих службу по контракту, служащих органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы, прокурорско-следственных работников. Согласно нормам соответствующих правовых актов Федерального закона

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

, Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и других законов, устанавливаются соответствующие пособия гражданам.

Социальное обслуживание граждан регулируется также несколькими федеральными законами:

«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

, «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О ветеранах». Многочисленность и разнообразие законодательных актов, регулирующих отношения по социальному обеспечению, затрудняет их правоприменение и свидетельствует о необходимости их кодификации.

Одной из актуальных проблем совершенствования системы источников этой отрасли является поэтапная промежуточная кодификация законодательства, регулирующего видовые социально-обеспечительные отношения (пенсионные, по обеспечению граждан социальными пособиями, компенсационными выплатами, по социальному обслуживанию и др.). Это создало бы предпосылки для принятия в будущем единого кодификационного источника. Значительное место в системе источников права социального обеспечения занимают иные нормативные правовые акты, составляющие третью группу источников отрасли права.

Их можно расположить в определенном иерархическом порядке: указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты федеральных министерств и ведомств. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России. Указы Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Зачастую указы Президента Российской Федерации восполняют пробелы в законодательстве или решают оперативные вопросы, например указы Президента Российской Федерации от 8 августа 1998 г.

«О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка»

, от 26 декабря 2006 г.

«О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»

, от 18 октября 2007 г.

«О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров»

. К подзаконным актам относятся постановления Правительства Российской Федерации. В них устанавливается порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсационные выплаты).

На практике случается так, что данными актами устанавливаются дополнительные меры социальной защиты для отдельных категорий лиц. К таким актам можно отнести, например, постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. «О приемной семье». Постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливается, как правило, правовая реализация прав граждан в сфере социального обеспечения, закрепленных в законах.

Так, порядок назначения и выплаты пособий на детей, предусмотренный федеральными законами

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

и «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», регламентируется соответственно Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г., и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. Чаще всего в законах даются предписания или поручения Правительству Российской Федерации о принятии подзаконных актов, которые уточняют или разъясняют отдельные положения законодательных актов.

Это касается не только всех имеющихся видов социального обеспечения, но вновь устанавливаемых его видов.

Примером может служить постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г., утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.

27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Другими подзаконными актами являются акты министерств и ведомств. По своему характеру они носят вспомогательный характер, так как не только воспроизводят уже принятые нормы, но и разъясняют их смысл.

По форме эти акты различны: постановления, приказы, разъяснения, указания, письма.

Среди указанных органов главенствующая роль и особое место занимает Минздравсоцразвития России, так как на него возложено осуществление руководства по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты граждан[58]. Некоторые нормативные акты, касающиеся социального обеспечения, могут приниматься также и другими министерствами и ведомствами.

Например, Перечень оперативных должностей Государственной противопожарной службы в свое время был утвержден МВД России; приказом Минобразования России было утверждено Положение

«О порядке назначения и выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой и попечительством»

и т. д. В практике встречаются также и совместные правовые решения, принимаемые несколькими министерствами или ведомствами.

Например, Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, в свое время была утверждена Министерством здравоохранения РФ и Фондом социального страхования РФ. В последние годы определенное развитие получают такие источники права социального обеспечения, как локальные нормативные акты.

Главное их предназначение заключается в повышении уровня социальной защиты граждан в пределах определенных административно-территориальных образований – регионов, местных и муниципальных образований, а также на уровне хозяйствующих субъектов-организаций.

Такими актами устанавливаются дополнительные помимо предусмотренных федеральным законодательством меры материальной или социальной поддержки различных категорий нуждающихся граждан.

Субъекты Российской Федерации, а также органы местных администраций городов и районов, поселков и сел издают соответствующие нормативные акты в форме законов, указов, постановлений, касающиеся различных видов социального обеспечения, предоставляемых дополнительно гражданам за счет собственных финансовых источников.

Контрольные вопросы и задания 1.

Определите общее понятие источников права. 2. Назовите критерии их классификации. 3. Назовите основные международные договоры, в которых содержатся нормы о социальном обеспечении, являющиеся источниками права социального обеспечения.

4. Какие статьи Конституции Российской Федерации посвящены социальному обеспечению? 5. Назовите основные законы в сфере пенсионного обеспечения.

6. Каково значение указов Президента Российской Федерации как источника права? 7. Дайте общую характеристику актов, принимаемых Правительством Российской Федерации.

8. Какое место в общей системе источников права занимают акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти?

9. Чем вызвано повышение роли региональных и локальных актов как источников права социального обеспечения?