×
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Главная - Другое - Правовой режим открытого моря

Правовой режим открытого моря

Открытое море . Правовой режим. Свободы открытого моря .


Открытое море В Конвенции об открытом море 1958 понятие «открытое море» определяется как «все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства» (ст. 1). Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила, что положения части VII («Открытое море») применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни к архипелажных вод государства-архипелага (ст.

86). Юридическую основу открытого моря составляет принцип свободы открытого моря. Этот принцип теоретически обосновал Гуго Гроций в работе «Мате Liberum» (1609 г.) и впоследствии был развит в работах многих юристов-международников.

Суть этого принципа сводится к тому, что в открытое море не распространяется суверенитет ни одного государства, оно открыто для общего, равного и свободного пользования всеми субъектами международного права. В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. свобода открытого моря включает: a) свободу судоходства b) свободу полетов; c) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; 6) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом е) свободу рыболовства, и) свободу научных исследований.

Эти свободы распространяются как на прибрежные государства, так и на государства, не имеющие выхода к морю.Все они осуществляют эти свободы должным образом, учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря. В утверждении принципа открытого моря решающую роль сыграл институт свободы судоходства. Необходимо отметить, судоходство — один из древнейших видов морепользования, существенно повлиял на формирование международного морского права.

Под свободой судоходства понимают право любого государства посылать судно под своим флагом в открытое море.

Плавания судна под флагом конкретного государства означает подчинение его в открытом море законам и правилам определенного государства и пребывания под ее защитой.Поскольку в открытое море не распространяется суверенитет ни одного государства, фактически государство, чей флаг несет судно, имеет суверенитет над ним, а следовательно, и осуществляет свою юрисдикцию. Поэтому в международном праве суда считаются условным территории государства флага.

В ст. 92 Конвенции 1982 г. определено, что судно должно плавать под флагом только одного государства и не может изменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации.

С точки зрения международного права судно имеет национальную принадлежность того государства, под флагом которого оно плавает. Соответствие флага реальной национальности судна позволяет обеспечить эффективное осуществление юрисдикции государства флага.

Это прежде всего касается контроля за соблюдением административных, социальных и технических норм на борту судна со стороны государства флага. Международные конвенции требуют, чтобы связь между судном и государством флага был реальным, чего нельзя сказать о практике использования так называемых удобных флагов (Кипра, Либерии, Панамы и др.). К сожалению, с обретением Украиной независимости такая практика распространилась — много украинских судов перешли под удобный флаг.

Это часто приводит к печальным экономических и социальных результатов как для Украинского государства, так и для украинских моряков и членов их семей. Ограничению подобной практики способствует Конвенция ООН об условиях регистрации морских судов 1986 Юрисдикция в открытом море.

Принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море закреплен в Конвенции 1958 г. и Конвенции 1982 г. Суть этого принципа заключается в том, что в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента с судном в открытом море, что влечет уголовную или административную ответственность капитана или другого члена экипажа, уголовное или административное преследование может быть возбуждено только судебной или административной властью государства флага или государства, гражданином которого является лицо.

Арест или задержание судна возможны только по распоряжению властей государства флага судна.

В контексте проблемы юрисдикции в открытом море широко известным стало решение Постоянной палаты международного правосудия (ППМП) 1 в деле суда «Лотус» (1927 г.).

Французский пароход «Лотус» столкнулся в открытом море с турецким судном «Боз-Курт». Турецкое судно в результате инцидента затонуло, при этом погибли восемь человек его экипажа и пассажиров. Когда судно «Лотус» прибыло в турецкий порт, турецкие власти арестовали помощника капитана этого судна, который был на вахте при столкновении; французский морской офицер был обвинен в убийстве.
Когда судно «Лотус» прибыло в турецкий порт, турецкие власти арестовали помощника капитана этого судна, который был на вахте при столкновении; французский морской офицер был обвинен в убийстве.

Франция решительно опротестовала действия Турции, утверждая, что турецкие власти не имеет право осуществлять юрисдикцию по этому делу. Дело было передано на рассмотрение ППМП, что должна была дать ответ на вопрос: есть ли в международном праве правило, запрещающее осуществлять Турции юрисдикцию по этому делу?

ППМП признала, что за пределами своих границ государство не может осуществлять властных функций, если это не допускается международным правом. Однако это не означает, что международное право запрещает государству осуществлять юрисдикцию в пределах своей территории в отношении любого дела, связанная с действием, совершенным за границей.

В таких делах государства имеют широкие властные полномочия, ограниченные лишь определенными запретительными нормами международного права.

На основании этого, по мнению ППМП, государства приняли целый ряд норм, распространяющих их юрисдикцию за пределы своей территории. Таким образом, ППМП пришла к выводу, что

«территориальность уголовного права не является абсолютным принципом международного права и никоим образом не совпадает с территориальным суверенитетом»

. В результате ППМП не согласилась с позицией Франции, только государство флага имеет исключительную юрисдикцию над судном в открытом море.

При этом было отмечено, что повреждения турецкого судна эквивалентно вреде, причиненном турецкой территории. Это обстоятельство дает Турции право осуществлять свою юрисдикцию в рассматриваемом деле, поскольку нет международно-правовых норм, которые бы ограничивали это право.

Это решение ППМП претерпело обоснованной критики многих специалистов в области международного права как такое, что не соответствует реалиям, существующим в нем. На самом деле только государство флага может осуществлять юрисдикцию над судном в случае столкновения или какого-либо другого события с ним в открытом море. Это положение совершенно четко было подтверждено в п.

1 ст. 11 Конвенции 1958 г. и п. 7 ст. 94 Конвенции 1982 г. В Конвенции 1982 г.

установлено, что каждое государство организует расследование достаточно квалифицированным лицом или лицами каждой морской аварии или навигационного инцидента в открытом море с участием судна, плавающего под его флагом, которые привели к гибели граждан другого государства, или причинение им серьезных увечий , или серьезного ущерба судам или оборудованию другого государства, или морской среде (п. 7 ст. 94). Ни арест, ни задержание судна не могут быть осуществлены даже в качестве меры пресечения в ходе расследования по распоряжению любого, кроме власти государства флага судна.

По общему правилу юрисдикцию над судном в открытом море осуществляет государство флага, однако есть исключения из этого правила. В определенных случаях, предусмотренных международным правом, военные корабли имеют право останавливать и досматривать суда других государств. Например, в соответствии с Конвенцией по охране подводных телеграфных кабелей 1884 военные корабли государств-участников могут останавливать торговые суда других участников Конвенции, на которых падает подозрение в повреждении кабеля.

Конвенция об открытом море 1958 установила, что военный корабль вправе останавливать и подвергать учитывая иностранное торговое судно, если имеются достаточные основания подозревать его в занятии пиратством, работорговлей или для проверки флага, когда на судне поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, но на самом деле это судно имеет ту же национальность, что и военный корабль (п. 1 ст. 22). К указанным исключений Конвенцией 1982 г.

были добавлены случаи, когда судно занимается несанкционированным радиовещанием или не имеет национальности, а также по просьбе государства в отношении судна подозреваемого в незаконной торговле наркотиками или психотропными веществами.

Если подозрения оказываются необоснованными и при условии, что осмотрено судно не совершило никаких действий, которые бы оправдывали эти подозрения, ему должны быть возмещены любые причиненные убытки.

К таким исключениям также принадлежит право преследования по горячим следам.

Преследование по горячим следам иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеет достаточные основания полагать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно находится во внутренних, архипелажных, территориальных водах или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, что оно не прерывается.Право преследования по горячим следам применяется mutatis mutandis (с необходимыми изменениями) к нарушениям в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе.

Право преследования по горячим следам прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства или в территориальное море какого-либо третьего государства.

Это право могут реализовывать только военные корабли, или военные летательные аппараты, или другие суда и аппараты, состоящие на правительственной службе и специально на то уполномоченные.

Военные корабли и суда, находящиеся на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции государства, кроме государства флага.

Безопасность мореплавания. Каждое государство должно принимать необходимые меры для обеспечения безопасности в море в отношении судов, плавающих под его флагом, в частности относительно а) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов; b) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применяемых международных актов; с ) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения. Эти общие нормы детализированы и конкретизированы в специальных конвенциях. Так, в Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г.

и Протоколе к ней 1978 содержатся нормы, касающиеся конструкции судов, противопожарной защиты, спасательных средств, радиотелеграфии и радиотелефонии.

Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. устанавливает требования к квалификации моряков и их готовности к выполнению своих обязанностей. Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 г. (МППСС-72) регламентируют действия судов в различных условиях плавания, а также определяют огни, которые должно нести судно, звуковые и световые сигналы, которые следует подавать судну в соответствующих условиях плавания.

(МППСС-72) регламентируют действия судов в различных условиях плавания, а также определяют огни, которые должно нести судно, звуковые и световые сигналы, которые следует подавать судну в соответствующих условиях плавания.

Каждое государство возлагает обязанности на капитана любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров: а) оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу , которому угрожает гибель; b) выходить со всей возможной скоростью на помощь тем, кто находится в беде, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, насколько на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать с) после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажа и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет (п. 1 ст. 98 Конвенции 1982 г.). Каждая прибрежное государство способствует организации, деятельности и содержанию соответствующей эффективной поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также, когда того требуют обстоятельства, сотрудничает в этих целях с соседними государствами посредством взаимных региональных договоренностей.

Правовой режим открытого моря и Района

Под открытым морем понимаются все воды Мирового океана, которые находятся за внешней границей исключительных экономических зон.

Открытое море не может быть подчинено чьему-либо суверенитету, оно находится в общем и равноправном пользовании всех государств.

Правовой режим открытого моря регламентируется исключительно нормами международного права, прежде всего положениями Конвенции об открытом море 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Согласно Конвенции об открытом море 1958 года свобода открытого моря включает в себя: 1) свободу судоходства; 2) свободу рыболовства; 3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; 4) свободу летать над открытым морем.

Согласно Конвенции об открытом море 1958 года свобода открытого моря включает в себя: 1) свободу судоходства; 2) свободу рыболовства; 3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; 4) свободу летать над открытым морем.

Конвенция 1982 года расширила понятие свободы открытого моря, включив дополнительно: 5) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом; 6) свободу научных исследований.

Все государства должны осуществлять эти свободы, должным образом учитывая интересы других государств. Иными словами, свобода открытого моря не носит абсолютный характер. Свобода судоходства означает, что каждое государство независимо от того, имеет ли оно выход к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Основу правового режима судоходства в открытом море составляет принцип свободы открытого моря, являющийся одним из общепризнанных принципов современного международного права. Из него вытекает принцип исключительной юрисдикции государства флага, в соответствии с которым любое судно, находящееся в открытом море, подчиняется законам и власти только того государства, под флагом которого оно плавает. Вмешиваться в плавание иностранного торгового судна в открытом море имеют право только военные корабли или другие суда и летательные аппараты, находящиеся на правительственной службе и уполномоченные для этих целей.

Кроме того, такое вмешательство ограничено строго определенными случаями: 1) на основании международного договора; 2) если судно занимается пиратством; 3) если судно занимается работорговлей; 4) если судно занимается несанкционированным вещанием, а государство флага военного корабля имеет юрисдикцию; 5) если судно не имеет национальности; 6) если на судне поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, но в действительности судно имеет ту же национальность, что и данный корабль; 7) при осуществлении права преследования. Во всех вышеуказанных случаях военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг.

С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейший осмотр на борту этого судна со всей возможной осмотрительностью. Если подозрения оказываются необоснованными и при условии, что осмотренное судно не совершило никаких действий, которые оправдали бы эти подозрения, ему должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

Что касается возможности вмешательства на основании международного договора, то оно может быть осуществлено только при условии, что военный корабль или судно, осуществляющее вмешательство, и судно, в отношении которого такое вмешательство осуществляется, являются участниками соответствующего международного договора.

Одной из самых ранних конвенций, предусматривавших вмешательство в открытом море, является Конвенция о рыболовстве в Северном море 1882 года.

Ее положения предусматривают контроль за рыболовством кораблями военных флотов стран-участниц для установления фактов нарушения Конвенции, а также привод судна-нарушителя в порт государства флага и передачу компетентным властям. К числу других международных договоров, допускающих вмешательство в открытом море, относится Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 года. Согласно ее положениям военные и специально уполномоченные для этих целей суда имеют право остановить и осуществить проверку любого торгового судна независимо от флага, если оно подозревается в нарушении Конвенции.

Командир военного корабля или специального судна в этих случаях может составить протокол. Однако любые вопросы, связанные с нарушениями Конвенции 1884 года, могут рассматриваться только судебными учреждениями государства флага судна. Неоднократно имевшие место в открытом море случаи загрязнения, которые по своим масштабам представляли угрозу для прибрежного государства, озабоченность международного сообщества растущей угрозой экологического кризиса и другие сопутствующие факторы стали причиной заключения в 1969 году Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, а в 1973 году — Протокола о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами иными, чем нефть.

Согласно Конвенции 1969 года прибрежное государство в исключительных случаях имеет право принимать в открытом море по отношению к иностранному судну все необходимые меры для предотвращения, уменьшения или устранения опасности загрязнения моря нефтью вследствие морской аварии. Протокол 1973 года распространил действие Конвенции 1969 года на случаи загрязнения или их угрозы любыми другими опасными веществами.

Вмешательство может осуществляться и на основании актов международных организаций, которые созданы и действуют на основании международных договоров.

Правовой режим Района. Современные технологии позволяют добывать полезные ископаемые не только на континентальном шельфе, но и за его пределами на больших глубинах. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года регламентирует правовой режим морского дна, находящегося за пределами действия национальной юрисдикции, который в соответствии со статьей 1 называется Районом.

Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района и его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются.

Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Орган.

Эти ресурсы не подлежат отчуждению. Тем не менее полезные ископаемые, добываемые в Районе, могут быть отчуждены, но лишь в соответствии с положениями Конвенции 1982 года и нормами, правилами и процедурами Органа.

Деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества независимо от географического положения государств и народов, которые не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления, признанных ООН. Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе, на недискриминационной основе. Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами — как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю.

Деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего человечества. Все государства — участники Конвенции 1982 года являются ipso facto членами Органа. Место пребывания Органа — Ямайка.

Орган может создавать такие региональные центры или отделения, какие он считает необходимыми для осуществления своих функций. В качестве главных органов Органа учреждены Ассамблея, Совет и Секретариат.

Ассамблея состоит из всех членов Органа. Каждый член имеет в Ассамблее одного представителя. Ассамблея собирается на очередные ежегодные сессии и на специальные сессии, решение о созыве которых может быть принято Ассамблеей или которые могут быть созваны Генеральным секретарем по просьбе Совета или большинства членов Органа.

Большинство членов Ассамблеи составляют кворум.

Каждый член Ассамблеи имеет один голос. Совет состоит из 36 членов Органа, избираемых Ассамблеей.

Совет осуществляет свои функции в месте пребывания Органа и проводит заседания так часто, как этого могут потребовать дела Органа, но не реже трех в год. Большинство членов Совета составляют кворум. Каждый член Совета имеет один голос. Совет является исполнительным органом Органа. Совет обладает полномочиями устанавливать, какую конкретно политику должен проводить Орган по любому вопросу или проблеме, относящимся к компетенции Органа.
Совет обладает полномочиями устанавливать, какую конкретно политику должен проводить Орган по любому вопросу или проблеме, относящимся к компетенции Органа. Персонал Органа состоит из таких квалифицированных научных, технических и других сотрудников, которые могут потребоваться для выполнения административных функций Органа.

Персонал назначается Генеральным секретарем. Порядок и условия назначения, вознаграждения и увольнения персонала устанавливаются в соответствии с нормами, правилами и процедурами Органа. Предприятие является органом Органа, который непосредственно осуществляет деятельность в Районе, а также транспортировку, переработку и сбыт полезных ископаемых, добытых в Районе.

Международно-правовой режим открытого моря

Вид курсовая работа Язык русский Дата добавления 20.01.2012 Размер файла 58,2 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/ Введение Открытое море — это водная часть Мирового океана, расположенная за пределами территориального моря (территориальных вод), а также прилежащей и исключительной экономической зон, на пространства которой не распространяется суверенитет или юрисдикция ни прибрежных, ни каких бы то ни было других государств: на эти пространства не распространяется также и правовой режим архипелажных вод. Открытое море доступно для всех наций в соответствии со специальным принципом между народного права — свободы открытого моря, в состав которого входят свобода судоходства, рыболовства, свобода прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свобода летать над открытым морем. В дополнение к этому Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила, что как прибрежные, так и государства, не имеющие выхода к морю, могут возводить в открытом море искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом, и проводить научные исследования.

При пользовании свободой открытого моря все государства обязаны учитывать заинтересованность друг друга, включая права всех членов международного сообщества в отношении деятельности на морском дне. Несмотря на регламентацию особенностей международно-правового режима открытого моря международными конвенциями и договорами, нормами национальных законов государств, до сих пор имеются проблемы в правовом регулировании такого режима в связи с все возрастающими угрозами трансграничной организованной преступности.

Рассмотрим в связи с изложенным особенности международно-правового режима открытого моря и его значение для деятельности федеральной службы безопасности, в частности, в вопросах применения оружия и боевой техники в открытом море. В работе использованы нормы международного и национального законодательства, а также ряд работ авторов по международному праву и статусу открытого моря в том числе. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Понятиеисодержаниемеждународногоморскогоправа Международное морское право — отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют статус морских пространств, включая дно и ресурсы, а также порядок пользования ими. Увеличение значения океана и его ресурсов, расширение возможностей его эксплуатации определили активное развитие морского права и усложнили стоящие перед ним задачи.

В целях адаптации морского права к новым условиям в 1958 году были принятые четыре Женевские конвенции: — об открытом море; — о территориальном море и прилежащей зоне; — о континентальном шельфе; — о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Однако ряд вопросов, включая режим дна, не был решен. К тому же на мировую арену вышло значительное число новых независимых государств, которые потребовали учета их интересов.

В результате была созвана конференция ООН, которая в 1982 году приняла Конвенцию ООН по морскому праву, насчитывающую 320 статей и сопровождаемую восемью приложениями.

Особый статус в общем комплексе занимает Соглашение 1994 года об имплементации части XI Конвенции, в которой речь идет о правовом статусе Района. Таким образом, речь идет о своде международного морского права.

Показателен способ его разработки.

Конвенция по морскому праву разрабатывалась непосредственно дипломатической конференцией в течение десяти лет, что подчеркивает значение, придаваемое государствами морскому праву. Развивающиеся страны, используя свое большинство, добились многого — был установлен режим дна, что послужило основной причиной более чем сдержанного отношения к Конвенции по морскому праву морских держав.

Развивающиеся страны, используя свое большинство, добились многого — был установлен режим дна, что послужило основной причиной более чем сдержанного отношения к Конвенции по морскому праву морских держав. Она вступила в силу лишь в 1994 году. Россия стала участницей Конвенции по морскому праву в 1997 году.

Накануне ратификации Указом Президента была одобрена Концепция Федеральной целевой программы «Мировой океан». Концепция определила позицию России по основным вопросам, касающимся мирового океана, включая многие вопросы морского права. США не ратифицировали Конвенцию по морскому праву, но заявили, что ее нормы, за исключением относящихся к режиму дна, являются общепризнанными обычными нормами и, следовательно, обязательными для США.

Аналогична позиция и ряда других морских держав. С учетом этого обстоятельства Генеральная Ассамблея ООН регулярно принимает резолюции, призывающие не участвующие в этой Конвенции страны присоединиться к ней.

О значении морского права свидетельствует тот факт, что Генеральная Ассамблея ежегодно рассматривает вопрос «Океаны и морское право» и принимает соответствующие резолюции. Эти резолюции подчеркивают

«всеобщий и унифицирующий характер Конвенции и ее большое значение для поддержания и упрочения международного мира и безопасности, а также для устойчивого использования и развития морей и океанов, а также их ресурсов»

. Следовательно, Конвенция по морскому праву является основой международного морского права.

Вместе с тем она не охватывает все аспекты этой сложной отрасли.

Значительная роль принадлежит обычным нормам. Кроме того, существует множество двусторонних и региональных договоров в этой области. Одной из самых ранних конвенций является Конвенция о рыболовстве в Северном море 1882 года.

Ее положения предусматривают контроль за рыболовством кораблями военных флотов стран-участниц для установления фактов нарушения Конвенции, а также привод судна-нарушителя в порт государства флага и передачу компетентным властям. К числу других международных договоров относится Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 года.

Согласно ее положениям, военные и специально уполномоченные для этих целей суда имеют право остановить и осуществить проверку любого торгового судна независимо от флага, если оно подозревается в нарушении Конвенции. Командир военного корабля или специального судна в этих случаях может составить протокол. Однако любые вопросы, связанные с нарушениями Конвенции 1884 года, могут рассматриваться только судебными учреждениями государства флага судна.

Неоднократно имевшие место в открытом море случаи загрязнения, которые по своим масштабам представляли угрозу для прибрежного государства, озабоченность международного сообщества растущей угрозой экологического кризиса и другие сопутствующие факторы стали причиной заключения в 1969 году Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, а в 1973 году — Протокола о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами иными, чем нефть. Согласно Конвенции 1969 года прибрежное государство в исключительных случаях имеет право принимать в открытом море по отношению к иностранному судну все необходимые меры для предотвращения, уменьшения или устранения опасности загрязнения моря нефтью вследствие морской аварии.

Протокол 1973 года распространил действие Конвенции 1969 года на случаи загрязнения или их угрозы любыми другими опасными веществами.

Проблема вмешательства в открытом море сохраняет свою неослабевающую актуальность и в наши дни. Самый последний в этой связи пример — нашумевший случай с российским танкером «Волгонефть-147».

2 февраля 2000 года около полудня американский крейсер «Монтерей», несший дежурство в районе Персидского залива и осуществлявший обеспечение режима санкций в отношении Ирака согласно резолюции Совета Безопасности ООН № 665, получил команду выйти на перехват российского судна. Как стало потом известно, американский разведывательный спутник зафиксировал нахождение танкера в иракском порту и вел наблюдение до его выхода в открытое море, где американцы дали судну команду остановиться. Российские моряки отказались.

Тогда на борт был высажен американский спецназ и судно подверглось осмотру. Надо отметить, что американскими ВМС только за 1999 год было досмотрено 700 судов, 19 из которых были задержаны в связи с нарушением режима санкций.

Несмотря на заявления российских официальных лиц, в частности министра транспорта РФ Франка С.О., о том, что судно грузилось в иранском порту, анализ нефтепродуктов подтвердил их иракское происхождение. Таким образом, российский танкер все же нарушил резолюцию Совета Безопасности ООН № 665. Ситуацию усугубил тот факт, что груз сопровождал иракский морской офицер.

Российское судно было отконвоировано в порт Маскат в Омане. В соответствии со ст.24 Устава ООН на Совет Безопасности возлагается основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, причем государства-члены ООН согласились, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.

На основании ст.42 Совет Безопасности уполномочен предпринимать такие действия, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции, осуществляемые, в частности, морскими силами членов ООН. Резолюция Совета Безопасности № 665 от 25 августа 1990 года была принята на 2938-м заседании 13 голосами при двух воздержавшихся (Йемен и Куба), при этом никто не голосовал против.

Пункт 1 указанной резолюции, в частности, предусматривает использование под контролем Совета Безопасности мер, с тем чтобы

«останавливать все морские суда, проходящие в обоих направлениях, для досмотра и проверки их грузов и портов назначения и обеспечения строгого осуществления по отношению к таким судам положений, изложенных в резолюции № 661 (1990)»

. Последняя предусматривает введение экономических санкций против Ирака.

Таким образом, с точки зрения международного права действия американских ВМС следует признать правомерными. Размещено на Allbest.ru

  1. Понятие территориального моря. Правовой режим внутренних морских вод. Действия, которые рассматриваются как нарушение мира, безопасности прибрежного государства. Использование пролива для международного судоходства. Проблемы охраны морской среды.реферат [26,6 K], добавлен 26.12.2013
  2. Понятие, принципы и источники международного морского права. Правовой режим внутренних морских вод, территориального и открытого моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, международных проливов и каналов, дна Мирового океана.реферат [33,4 K], добавлен 15.02.2011
  3. Правовой режим судоходства в российских арктических водах. Последствия вступления в силу конвенции ООH по морскому праву 1982 г. Для международной морской организации. Деятельность ИМО по упрощению формальностей в международном морском судоходстве.дипломная работа [89,8 K], добавлен 09.02.2003
  4. Анализ Конвенции ООН по морскому праву как всеобъемлющего международного договора. История принятия и общая характеристика основных положений Конвенции. Правовой режим морских пространств, образующих зоны функциональной юрисдикции. Статус морских вод.дипломная работа [82,6 K], добавлен 10.12.2014
  5. Правовой режим земель — содержание права собственности на земельные участки, управление их использованием. Общественные отношения в сфере регулирования и соблюдения правового режима земель обороны и безопасности. Использование земель пограничной службы.дипломная работа [73,6 K], добавлен 18.03.2011
  6. Понятие, история и кодификация международного морского права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Морское дно за пределами национальной юрисдикции. Правовое положение судов и военных кораблей. Международно-правовые вопросы безопасности плавания.курсовая работа [46,4 K], добавлен 10.06.2014
  7. Понятие «безопасность мореплавания». Деятельность Международной морской организации: конвенции по вопросам мореплавания, судостроения, охраны морской среды. Правовые основы обеспечения безопасности мореплавания. Дипломирование моряков и судоводителей.контрольная работа [20,7 K], добавлен 26.03.2009

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем . © 2000 — 2021, ООО «Олбест» Все права защищены

Правовой режим открытого моря

В соответствии с Конвенцией ООН об открытом море 1958 г.

и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех государств, как при­брежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю.

С этой целью они заключают соглашения с госу­дарствами, имеющими выход к морю, о транзите через их тер­риторию, доступе к морским портам и их использовании.

Никакое государство не вправе претендовать на подчине­ние какой-либо части открытого моря своему суверенитету. Режим свободы открытого моря включает: 1) свободу судо­ходства; 2) свободу полетов; 3) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов; 4) свободу возведения искусственных островов и других установок; 5) свободу рыболовства и промыс­ла; 6) свободу научных исследований.

Каждое государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств. 1) Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Порядок и условия предоставле­ния своей национальности судам, регистрации судов и предос­тавления права плавать под флагом того или иного государства определяются внутригосударственным законодательством, что оформляется соответствующими документами.

Между государ­ством и судном, которое несет его флаг, должна быть реальная связь.

В практике международного морского судоходства не­редко использование «удобного» флага. Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной в од­ном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положе­ние объясняется тем, что некоторые государства предусматри­вают упрощенный или льготный режим регистрации, предос­тавления права на флаг, эксплуатации судна (Либерия, Пана­ма, Мальта и др.).

В открытом море судно подчиняется исключительной юрис­дикции государства, флаг которого оно несет. Государство осу­ществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль в отношении судов, ка­питана и экипажа, ведет регистр судов, принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует квалифи­цированное расследование каждой серьезной аварии или иного навигационного инцидента в открытом море с участием пла­вающего под его флагом судна.

Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого члена экипажа может быть возбуждено только перед судебными или админи­стративными властями государства флага. Конвенция предусматривают ряд исключений из указан­ного принципа.

Военный корабль вправе подвергнуть осмотру иностранное судно, если есть разумные основания подозревать, что: 1) судно занимается пиратством; 2) судно занимается рабо­торговлей; 3) судно занимается несанкционированным радио- и телевещанием; 4) судно не имеет национальности; 5) судно в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отка­зывается поднять флаг.

Кроме того, акт вмешательства возможен, если он основан на правилах, установленных международными договорами. Например, Международной конвенцией по охране подвод­ных телеграфных кабелей 1884 г.

предоставлено право военным кораблям преследовать и останавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждении телеграфного кабеля, проверять на­циональную принадлежность судна, составлять протокол о до­пущенном судном нарушении.

Возможно также преследование «по горячим следам» ино­странного судна, если есть достаточные основания считать, что оно нарушило законы и правила прибрежного государства в водах, находящихся под его юрисдикцией. Условием для осу­ществления преследования в открытом море военным кораблем или военным летательным аппаратом прибрежного государства является его непрерывность, т. е. оно должно быть начато в морских пространствах, на которые распространяется юрисдик­ция этого государства, и продолжено в открытом море.

Такое преследование прекращается, как только преследуемое судно войдет в территориальное море своего или иного государства.

Какие-либо акты вмешательства в открытом море в отно­шении военных судов и государственных судов, состоящих на некоммерческой службе, недопустимы. В целях обеспечения безопасности судоходства и защиты иных интересов государств международно-правовыми нормами предусматривается ряд мер по предотвращению и пресечению некоторых противоправных действий.

Каждое государство, согласно Конвенции 1982 г. обязано при­нимать эффективные действия по предотвращению перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом (ст. 99). Конкретные меры предусмотрены по пресечению такого преступления, как пиратство.

Под пиратством понимается лю­бой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа ча­стновладельческих судов или летательных аппаратов в откры­том море, направленный против другого судна или летательно­го аппарата либо против лиц или имущества, находящихся на борту. Любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат в открытом море или другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства, аре­стовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество (ст. 19 Конвен­ции об открытом море и ст.

105 Конвенции по морскому праву). Судебные органы государства, совершившего захват, могут вы­носить постановления о наложении наказаний и определять меры, которые должны быть приняты в отношении таких су­дов, летательных аппаратов или имущества.

Все государства обязаны сотрудничать в пресечении неза­конной торговли наркотическими и психотропными вещества­ми, осуществляемой судами в открытом море. Если государство имеет основание считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотическими или психотропными веществами, оно может просить другие государства о сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли. Государства сотрудничают также в пресечении несанкцио­нированного вещания из открытого моря.

Несанкционирован­ное вещание означает передачу звуковых радио- или телеви­зионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, в нарушение меж­дународных правил регулирования электросвязи, распределе­ния радиочастот и др. Передача сигналов бедствия не может расцениваться как несанкционированное вещание. Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, мо­жет быть привлечено к ответственности в суде: а) государства флага судна; б) государства регистрации установки; в) государ­ства, гражданином которого является это лицо; г) государства, на территории которого могут приниматься передачи; д) госу­дарства, санкционированному радиовещанию которого чинятся помехи.

Правовой режим судоходства в открытом море включает также правила, предусмотренные соглашениями об оказании помощи, об охране человеческой жизни на море, о предупреж­дении столкновений и других инцидентов на море, о предотвра­щении и сохранении под контролем загрязнения морской сре­ды и др. 2) Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств имеют право осуществлять полеты в воздушном пространстве над открытым морем. Государства обязаны при­нять меры по обеспечению безопасности полетов своих воздуш­ных судов над открытым морем.

Воздушные сообщения долж­ны осуществляться таким образом, чтобы не создавать помех морскому судоходству и использованию моря в иных целях.

3) Свобода прокладки кабелей и трубопроводов признается Конвенцией по морскому праву 1982 г.

за всеми государствами. Соответствующее право распространяется на дно открытого моря за пределами континентального шельфа.

При прокладке новых кабелей и трубопроводов государст­ва должны принимать во внимание уже проложенные по дну моря кабели и трубопроводы и по возможности не создавать препятствий свободе использования открытого моря.

4) Свобода возведения искусственных установок и остро­вов осуществляется как в водной части океана — открытом море (возведение островов, установок, сооружений, их эксплуа­тация), так и на его дне — в Районе (извлечение полезных ис­копаемых с поверхности дна и его недр с помощью установок, сооружений, механизмов и т.

д.). 5) Свобода рыболовства (право промысла) в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств, в том числе в отношении инте­ресов прибрежных государств (ст. 116 Конвенции 1982 г.). Сво­бода рыболовства включает и другие виды промысла живых ресурсов.

В Конвенции 1982 г. подчеркивается неразрывность права государств на промысел в открытом море и их обязанности при­нимать необходимые меры по его регулированию в целях со­хранения живых ресурсов моря на определенном уровне.

Государства сотрудничают друг с другом в сохранении живых ре­сурсов моря и управлении ими и с этой целью создают международные организации. Меры по регулированию промысла и сохранению запасов живых ресурсов моря, которые предусматриваются многосто­ронними и двусторонними соглашениями: а) определение до­пустимого улова с учетом новейших научных данных (соглаше­ния по регулированию промысла); б) регулирование промысла в определенных районах открытого моря (Конвенция по сохра­нению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 г., Кон­венция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г. и др.); в) регулирование промысла отдельных видов живых ресурсов (Конвенция о сохранении котиков в северной части Тихого океана 1957 г., Конвенция по регулированию китобойного промысла 1949 г., Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г.).

В задачу создаваемых государствами органов входит ис­следование морской фауны и разработка рекомендаций по ее использованию таким образом, чтобы не допустить истребле­ния (Комиссия по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике, Комиссия по рыболовству в Балтийском море, Международная конвенция по сохранению атлантических тунцов и др.). 6) Свобода научных исследований регламентируется Конвен­цией ООН по морскому праву 1982 г.

Все государства независи­ма от их географического положения, а также компетентные международные организации вправе проводить морские науч­ные исследования (ст.

238). Морские научные исследования проводятся исключитель­но в мирных целях, надлежащими методами и средствами и таким образом, чтобы не создавать помех другим видам исполь­зования моря.

Государства и компетентные международные органы и ор­ганизации сотрудничают путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в создании благоприятных усло­вий для проведения совместных научных исследований явле­ний и процессов, происходящих в морской среде. Вопрос № 37 Правовой режим Международного района морского дна Международный район морского дна — это морское дно и его недра, расположенные за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств. Его ресурсы Конвенция 1982 г.

объявила «общим наследием человечества».

При этом район открыт для эксплуатации исключительно в мирных целях.

В соответствии с данной Конвенцией должен быть создан Международной орган по морскому дну, который будет осуществлять контроль над добычей ресурсов. Главными органами Международного органа по морскому дну являются Ассамблея, Совет, включающий 36 человек, избираемых Ассамблей, а также Секретариат.

Совет обладает полномочиями устанавливать и проводить конкретную политику по любому вопросу или проблеме деятельности Международного органа.

Половина его членов избирается в соответствии с принципами справедливого географического представительства, другая половина — по иным основаниям: от развивающихся стран, имеющих особые интересы; от стран-импортеров; от стран, добывающих аналогичные ресурсы на суше, и т. д. В Конвенции указано, что финансовые и экономические выгоды, получаемые от деятельности в международном районе, должны распределяться на основе принципа справедливости с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые еще не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления.

Такое распределение доходов, получаемых от деятельности в международном районе, не потребует прямого или обязательного участия в этой деятельности неготовых к ней развивающихся государств. Определяя правовое положение Международного района морского дна, Конвенция устанавливает, что

«ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части района или его ресурсов и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть»

.

Добыча ресурсов в Международном районе морского дна будет осуществляться самим Международным органом через свое предприятие, а также «в ассоциации с Международным органом» государствами — участниками Конвенции, либо государственными предприятиями, либо физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств-участников или находящимися под эффективным контролем этих государств, если последние поручились за указанных лиц. Такая система разработки ресурсов района, в которой наряду с предприятием Международного органа могут участвовать государства-участники и иные субъекты внутреннего права этих государств, получила название параллельной.

Политика в отношении деятельности в районе должна проводиться Международным органом таким образом, чтобы содействовать расширению участия в освоении ресурсов со стороны всех государств независимо от их социально-экономических систем или географического положения и предотвращать монополизацию деятельности на морском дне. Общее поведение государств и их деятельность в Международном районе морского дна наряду с положениями Конвенции регулируются принципами Устава ООН и другими нормами международного права в интересах поддержания мира и безопасности, содействия международному сотрудничеству и взаимопониманию. Вопрос № 38 Антарктика как международная территория Антарктика как пространство с особым международно-правовым режимом — это район южнее 60-й параллели южной широты, включающий материк Антарктида, шельфовые ледники и прилегающие воды.

Режим этого района регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г: Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий; он их «заморозил». Пока Договор находится в силе, никакие действия или деятельность не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике; новые претензии не заявляются (ст.

IV). Любая страна, независимо от ее участия в Договоре, вправе проводить исследовательские работы в Антарктике. Правительства, организации и граждане всех стран осуществляют на .этом континенте научные исследования на равных основаниях.