×
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Главная - Защита прав потребителей - Срок возврата суммы обеспечения контракта

Срок возврата суммы обеспечения контракта

Срок возврата суммы обеспечения контракта

Как оформить возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ и передать его заказчику?


Для исполнителя или поставщика важно знать, когда ему вернут обеспечение по государственному контракту, которое было внесено перед подписанием договора. В некоторых случаях участнику закупки предстоит направить заказчику заявление на возврат обеспечения. Для того чтобы предоставить заказчику гарантии добросовестного исполнения своих обязательств по госконтракту, поставщик вносит определенное до подписания соглашения. Его размер определяется в зависимости от цены контракта.

Сумма, которая выступает в качестве обеспечения по , может быть внесена в виде:

  • Банковской гарантии.
  • Денежной суммы.

Что касается , то процедура ее возврата предельно простая: ее сроки действия устанавливаются на месяц больше, чем период реализации госконтракта, и она не подлежит возврату подрядчику. Если же обеспечение было внесено в виде определенной денежной суммы, то ситуация гораздо сложнее. В этом случае возврат денег имеет заявительный характер.

Обеспечение по госконтракту следует отличать от на участие в торгах по 44-ФЗ. Последнее возвращается после завершению закупочной процедуры в установленные сроки без подачи дополнительных заявлений. Необходимость вернуть внесенные денежные средства для гарантии исполнения обязательств по госконтракту возникает у в следующих случаях:

  • После полного исполнения обязательств по контракту.
  • Если поставщик хотел бы изменить денежное обеспечение на банковскую гарантию.
  • В ходе его исполнения, после завершения определенного этапа выполненных работ пропорционально объему исполненных обязательств.
  • Если госконтракт так и не был подписан по обстоятельствам, которые не зависели от поставщика.

Согласно п.

27 ст. 34 44-ФЗ, сроки возврата обеспечения по контракту определяются заказчиком по своему усмотрению и должны быть прописаны в тексте договора (эта информация также является неотъемлемой частью по аукциону или конкурсу, а также содержится в проекте контракта). То есть конкретные временные рамки по возврату денежных средств исполнителю в законе о контрактной системе отсутствуют. Например, условиями контракта может быть предусмотрен возврат в течение 30 дней после исполнения поставщиком всех обязательств и получения заказчиком официального письменного требования от поставщика.

Стандартной является практика, когда обеспечение возвращается после того, как подрядчик или выполнили свои обязательства по государственному контракту.

Контракт считается исполненным, когда сторонами были подписаны финальные документы (именно с даты их подписания начинают отсчитываться сроки для возврата денег):

  • Акт выполненных работ.
  • Акт оказанных услуг.
  • Товарная накладная.

В течение определенного временного периода после подписания данных документов заказчику нужно вернуть обеспечение по госконтракту.

За поставщиком или подрядчиком сохраняются гарантийные обязательства, но они не подлежат денежному обеспечению. Заказчик не вправе удерживать у себя средства в течение установленного гарантийного периода.

Также в п. 7 ст. 96 ФЗ-44 прописано право исполнителя на уменьшение обеспечения по госконтракту еще в период его исполнения пропорционально объему выполненных обязательств на момент обращения за возвратом.

Это значит, что определенную часть денежного обеспечения подрядчик может вернуть еще до подписания итоговых документов.

На практике возникают такие ситуации, когда исполнителем были перечислены средства в адрес заказчика в качестве обеспечения, но сам госконтракт по причинам, которые не зависели от него, так и не был подписан в течение 30 дней.

В этом случае заказчик обязан вернуть исполнителю внесенное обеспечение в течение 5 рабочих дней после истечения сроков для подписания договора. Порядок возврата обеспечения по госконтракту должен быть прописан в самом указанном документе.

44-ФЗ данный аспект никак детально не регламентирует, все вопросы решаются в согласительном порядке между сторонами.

Стандартный алгоритм действий для возврата обеспечения выглядит следующим образом:

  • Заказчик возвращает денежные средства на счет исполнителя.
  • Поставщик или исполнитель направляет в адрес заказчика письмо с уточненными реквизитами для возврата. К нему можно приложить выписку из банковского счета с реквизитами, копии итоговых документов и дополнительные документы (доверенность на подпись заявления, копии чеков или платежных поручений, подтверждающих внесение обеспечения по контракту, акт сверки взаимных расчетов и пр.). Заявление может быть передано лично либо направлено заказным письмом с описью вложения.
  • Заказчик рассматривает обращение от поставщика. В случае отказа от удовлетворения требований исполнителя по госконтракту заказчик обязан мотивировать его и предоставить ему письменное решение об отказе.

В любом госконтракте должны быть прописаны , которые должны быть применены к сторонам при нарушении договорных условий.

Если заказчик не вернет положенное поставщику обеспечение, то он вправе рассчитывать не только на возврат ему суммы обеспечения, но и на получение пени. При заказчика вернуть деньги добровольно подрядчик может обратиться в суд и взыскать с него всю задолженность вместе со штрафными санкциями. Правильно составленное заявление на возврат внесенного обеспечения по госконтракту – залог его успешного и своевременного получения.
Правильно составленное заявление на возврат внесенного обеспечения по госконтракту – залог его успешного и своевременного получения. 44-ФЗ не устанавливает каких-либо требований к содержанию заявления и порядку его оформления.

Его можно составить в свободной форме на фирменном бланке организации либо с обязательным указанием всех необходимых реквизитов. Оно оформляется на стандартном листе формы А4. Поставщик может сам выбрать предпочтительный способ для возврата денежных средств.

Это может быть получение денег на расчетный счет или в наличной форме (второй вариант может привести к затягиванию процедуры возврата обеспечения, поэтому нежелателен).

Заявление на возврат денежных средств составляется в двух экземплярах (если оно передается лично исполнителем без использования почтовых или курьерских услуг). Один из них передается заказчику, а второй с пометкой о его принятии и датой поступления остается у исполнителя для подтверждения факта передачи документа. Хотя законодательно не установлено никаких требований к заявлению о возврате обеспечения, но оно должно содержать ряд обязательных сведений.

В их числе следующие:

  • ФИО лица, которое наделено правом подписи подобного рода документов, с его расшифровкой.
  • Наименование, адрес и реквизиты поставщика/исполнителя/подрядчика (ИНН, КПП).
  • Дата подготовки документа.
  • Основная часть, в которой содержится просьба вернуть внесенное ранее обеспечение по госконтракту со ссылкой на пункт контракта, который регламентирует возврат обеспечения.
  • Наименование и адрес или .
  • Реквизиты счета для перечисления суммы обеспечения.
  • Наименование документа (посередине листа): заявление о возврате обеспечения.
  • Сумма обеспечения, которую нужно вернуть, в числовом и буквенном форматах.
  • Исходящий номер заявления по системе нумерации документации поставщика и дату составления.

При наличии печати заявление следует заверить с ее помощью. Но с 2016 года требование об обязательном наличии печатей у юрлиц было исключено, поэтому заявление, не заверенное печатью, должны принять. При подготовке заявления можно ориентироваться на готовый образец документа.

Образец заявления на возврат обеспечения можно скачать .
В числе основных ошибок, которые совершают поставщики при подготовке заявления, такие:

  1. отсутствие реквизитов для возврата обеспечения;
  2. документ был подписан лицом, которое не было на это уполномочено.
  3. некорректные или недостоверные сведения (если небольшие недочеты или опечатки не могут стать причиной отклонения заявления, то грубые ошибки недопустимы);
  4. несоблюдение сроков для возврата (если поставщик отправил заявление раньше установленных контрактом сроков);

В перечисленных выше случаях заказчик может отказать в удовлетворении заявления и возврате денег исполнителю.

После того как заявление было обработано, а денежное обеспечение вернули исполнителю, оно передается для хранения в архив организации и должно храниться там в течение 5 лет. При ликвидации компании заявление передается в государственный архив вместе со всеми документами. Таким образом, законодательство о контрактной системе предусматривает внесение подрядчиком обеспечения и его возврат после исполнения обязательств по госконтракту.
Таким образом, законодательство о контрактной системе предусматривает внесение подрядчиком обеспечения и его возврат после исполнения обязательств по госконтракту. 44-ФЗ детально не регламентирует процедуру возврата обеспечения заказчиком в пользу исполнителя.

Оно может быть возвращено поставщику по правилам соглашения, подписанного сторонами.

Пункт о порядке возврата обеспечения подлежит включению в него в обязательном порядке.

Стандартно денежные средства возвращаются поставщику на основании его письменного заявления, поданного в адрес заказчика. Эксперт в сфере госзакупок | Юрист |

Автор: Илья Тарасов Поделиться 0 0

Кто имеет право на возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ, и в какие сроки он осуществляется?

Поставщики могут рассчитывать на возврат ранее внесенного ими обеспечения контракта в денежной форме по 44-ФЗ.

Такой возврат осуществляется в установленном государственным контрактом порядке в заранее оговоренные с заказчиком сроки.

Обеспечение предоставляется не во всех закупках, но встречается на практике достаточно часто. Заказчик обязан предусмотреть его при закупках , а при конкурентных закупках на небольшую сумму (в частности, при запросах котировок) или по госконтрактам без авансирования – он необязателен. Величина его устанавливается в размере 5-30% от НМЦК.

При крупных контрактах на сумму от 50 млн р. нижняя планка поднимается до 10%. Точный размер определяется заказчиком по своему усмотрению и вносится им в закупочную документацию.

Обеспечение контракта служит для заказчика гарантией того, что поставщик выполнит возложенные на него договорные обязательства.

Такое обеспечение допускается внести в денежной форме или в форме .

В последнем случае обеспечение не подлежит возврату: у выданной банковской гарантии просто истекают сроки действия через месяц после окончания срока контракта. Если победитель закупки в установленные сроки не внесет обеспечение, то он считается уклонистом от подписания госконтракта, и сведения о нем передаются в .

Если победитель закупки в установленные сроки не внесет обеспечение, то он считается уклонистом от подписания госконтракта, и сведения о нем передаются в . Право на возврат внесенного обеспечения принадлежит только тем поставщикам и исполнителям по контракту, которые вносили его в денежной форме.

Денежные средства :

  • После исполнения поставщиком своих обязательств по контракту (речь идет об основных обязательствам по госконтракту). Такой вариант используется чаще всего.
  • После окончания срока действия гарантийных обязательств. По умолчанию гарантийные обязательства не покрываются обеспечением, но такой порядок может быть предусмотрен . Дополнительное обеспечение гарантийных обязательств не противоречит правовым нормам, на что указало Минэкономразвитя в разъясняющем письме от 2014 года №Д28и-2865.

Указанные случаи возврата обеспечения приведены в п.

28 Обзора судебной практики, утвержденном ранее Президиумом ВС РФ в 2017 году. По п. 7 ст. 96 44-ФЗ предусмотрено право исполнителя на уменьшение суммы положенного обеспечения по госконтракту пропорционально исполненным на текущий момент обязательствам. Это значит, что поставщик может вернуть часть положенных ему денег до исполнения всех обязательств.

На практике такой вариант по возврату обеспечения используется не очень часто: только применительно к крупным контрактам и к тем, которые предполагают поэтапное выполнение работ. Также поставщик наделен правом замены ранее внесенного обеспечения. Например, он внес его в виде денежных средств из-за того, что не успел оформить банковскую гарантию.

Но в дальнейшем он может заменить денежные средства на банковскую гарантию, чтобы вернуть деньги в оборот. В этом случае ему также может потребоваться возврат положенных ему денег.

Такой вариант возврата практикуется при крупных долгосрочных контрактах.

Согласно положениям ст. 27 ст.

34 44-ФЗ, в госконтракт, подписываемый сторонами, в обязательном порядке вносится условие о сроках возврата денежных средств, которые выступали в качестве обеспечения по контракту (если такая форма применима к данному контракту). Согласно положениям 44-ФЗ, заказчик наделен правом самостоятельно решать, какие сроки возврата обеспечения ему установить.

Согласно положениям 44-ФЗ, заказчик наделен правом самостоятельно решать, какие сроки возврата обеспечения ему установить. Если сроки не были установлены заказчиком, то поставщику стоит подать закупочной документации.

Если ответа не поступило, то на заказчика можно пожаловаться в антимонопольную службу. Обязательства по госконтракту считаются исполненными после подписания финальных документов.

В зависимости от вида контракта под такими документами могут пониматься:

  • Акт выполненных работ.
  • Акт оказанных услуг.
  • Товарная накладная.

Но также отсчет может вестись с даты прекращения гарантийных обязательств.

Если в результате возникновения различных обязательств сторонами не был подписан госконтракт в течение 30 дней после выбора победителя, то внесенные в качестве обеспечения деньги подлежат возврату в течение 5 рабочих дней.

Указанный срок прописан в 44-ФЗ и его не следует дополнительно прописывать в тексте госконтракта. Это правило закреплено в ч. 9 ст.

96 44-ФЗ. При грубом нарушении поставщиком своих обязательств по контракту заказчик вправе удержать с него сумму обеспечения и не возвращать его. Последовательность действий, которые предполагается предпринять поставщику или исполнителю для возврата ему денег, прописаны в госконтракте. Стандартной является практика, когда для получения своих денег поставщику требуется подать на имя заказчика официальное письмо с уточненными реквизитами для возврата средств.

Ведь за период с момента подписания договора они могли измениться. Письмо составляется в произвольной форме и должно содержать такие сведения, как:

  • Сведения о номере и сроках действия контракта.
  • Данные о предмете госконтракта.
  • ФИО его представителя.
  • Наименование компании-поставщика.
  • Реквизиты для возврата (их также можно приложить в качестве приложения к письму).
  • Просьба о возврате внесенной денежной суммы с указанием ее размера в цифровом и буквенном варианте.
  • Реквизиты приемочного акта или иного финального документа.

Письмо может быть передано лично заказчику через секретариат или с помощью курьера, направлено ему по почте заказным письмом.

После поступления указанного письма денежные средства возвращаются заказчиком в установленные временные рамки. В случае нарушения заказчиком условий возврата обеспечения (когда госконтракт был закрыт, а деньги так и не вернули), поставщик может принять такие меры:

  • В случае если заказчик добровольно не соглашается на выполнение требований поставщика, то допускается его действия в ФАС или в судебном порядке. Подобные нарушения грозят заказчику административной и даже уголовной ответственностью по ст. 107 44-ФЗ.
  • Написать претензию на имя руководства госзаказчика с требованием вернуть внесенные денежные средства. Также поставщик вправе требовать не только перечисления ему суммы обеспечения, но и за их незаконное использование по ст. 395, 317.1 Гражданского кодекса. Подобную возможность следует предусмотреть в тексте контракта, чтобы избежать спорных ситуаций.

Жалоба в или исковое заявление в суд должны соответствовать установленным требованиям и быть обоснованными.

В них должны содержаться ссылки на пункт госконтракта, которые нарушил заказчик.

В качестве доказательной базы к ним следует приложить копии финальных документов, которые подписаны по результатам исполнения контракта; копию письма с требованием погасить задолженность с отметкой заказчика о принятии (копию квитанции об отправке заказного письма). По результатам рассмотрения жалобы в антимонопольном органе в отношении заказчика должны провести в течение 30 дней.

Если в ходе проверочных мероприятий информация о нарушениях подтвердится, то заказчику вынесут обязательное для исполнения предписание о погашении задолженности перед поставщиком. Поставщика также должны проинформировать по результатам проверки о принятом решении. В судебном порядке поставщик также может взыскать компенсацию ему убытков, возникших из-за недобросовестного заказчика.

Таким образом, 44-ФЗ предусматривает обязанности заказчика по возврату ранее внесенного обеспечения. Оно должно быть возвращено поставщику в оговоренном госконтрактом порядке и в установленные им сроки: после выполнения заказчиком своих обязательств или окончания гарантийного периода. Сроки возврата денежных средств определяются заказчиком по своему усмотрению и включаются им в контракт.

Несоблюдение правил возврата денежных средств поставщику грозят заказчику штрафными санкциями по условиям договора, а также привлечением к административной и уголовной . Обжаловать действия заказчика можно в антимонопольном органе или в суде. Эксперт в сфере госзакупок | Юрист |

Автор: Илья Тарасов Поделиться 0 0

Возврат обеспечения исполнения контракта: все о сроках

» Возврат обеспечения исполнения контракта — является очень интересным вопросом.

Особенно, многих интересуют сроки возврата обеспечения по действующему законодательству.

На сегодняшний день существует два вида обеспечения исполнения обязательств бенефициаром (исполнителем, подрядчиком) по государственному или муниципальному контракту.

При использовании банковской гарантии вопросы о сроках возврата денежных средств по ней не поднимаются, так как оплата стоимости не может быть возвращена – гарантийные средства находятся в банке до наступления определенных в договоре банковской гарантии событий.

Срок в гарантии точный и не может иметь сомнительный характер.Во втором случае – при использовании финансового залога как вида обеспечения исполнения обязательств – сроки имеют огромное значение.

Федеральный закон №44 устанавливает четкие требования для сроков. В нормативно-правовом акте речь идет о следующем – срок возвращения обеспечения по контракту в случае залога денежных средств или имущества должен быть прописан в документации как обязательное условие договора.Таким образом, если вы не обнаружили в тексте документа сроков по поводу возврата финансового обеспечения, следует написать жалобу в Федеральную антимонопольную службу на государственный контракт о наличии недопустимых ошибок в контракте.

Если же такие сроки официально установлены, то подавая заявку на участие в тендере, вы автоматически соглашаетесь с условиями, предоставленными в документации.Организует возврат денег контрактная служба или управляющий.

Они передают сведения о выполнении обязательств в бухгалтерию. Контрактная служба обязана это сделать по требованию пп.

9 п. 14 Приказа Минэкономразвития № 631 от 29.10.2013 об утверждении типового положения о контрактной службе.

Для управляющего такая обязанность прописана в должностной инструкции или другом локальном акте. Бухгалтерия перечислит деньги, которые обеспечивают госконтракт, на счет поставщика, который указан в реквизитах.Авансовый платеж, внесенный как гарантия обеспечения контракта, поставщик может вернуть полностью или частями.

Второй вариант возможен только в случае наличия подобной оговорки в заключенном договоре, подписанном по итогам закупки и опубликованном в ЕИС.

Статья 96 44-ФЗ предусматривает возможность возврата части обеспечения, размер которого рассчитывается пропорционально стоимости выполненных обязательств, принятых и оплаченных по договорным условиям.Порядок действий в случае возврата гарантийных денежных средств определен в самом госконтракте. Закон этот вопрос никак не регламентирует, поэтому стороны решают вопросы в порядке согласования. Вот как выглядит примерный алгоритм действий:

  • Заказчик рассматривает полученное заявление. В случае отказа по требованию, он должен направить поставщику официальное и мотивированное подтверждение.
  • Исполнитель контракта направляет в адрес поставщика заявление на возврат с уточнением реквизитов в случае их смены. Документ можно передать лично или отправить заказным письмом.
  • В случае удовлетворения заявления, заказчик перечисляет денежные средста.

Правильно составленное заявление — это гарантия получить свои средства своевременно.

Оно может быть подготовлено в произвольной форме, но обязательно в двух экземплярах, если планируется передача курьером или личная. Хоть законодательство и не диктует четких требований к формату заявления, оно должно содержать следующие данные:

  1. исходящий номер и дату;
  2. сумму прописью и цифрами;
  3. наименование, адрес, ИНН и реквизиты составителя;
  4. правильное наименование и адрес госзаказчика;
  5. подпись уполномоченного лица.
  6. просьбу перечислить денежные средства с обязательной ссылкой на пункт договора;

Заявление на возврат обеспечения исполнения контракта рекомендуется оформить на фирменном бланке организации.

Образец заявления на возврат обеспеченияС 01.07.2019 сроки возврата обеспечения контракта по 44 ФЗ — не больше 30 дней от даты выполнения поставщиком обязательств. Если закупка проводилась с ограничением для субъектов малого предпринимательства по ст.

30 44-ФЗ, то не больше 15 дней. Это закреплено в ч. 27 ст. 34 закона о контрактной системе. Эти положения нужно обязательно прописать в проекте договора.Если расторгаете сделку по соглашению сторон и срок не прописали, то деньги получите в срок, который зафиксировали для возврата при полном исполнении обязательств.

Этот срок нужно отсчитывать от даты расторжения.Если в госконтракте этот срок не установлен, то получите деньги в течение 7 дней от даты, когда отправили требования вернуть деньги. Если не потребовали, то вернут в разумный срок. Этот вывод следует из п. 2 ст.

314 ГК. В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения придется считать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не начальной (максимальной) цены (НМЦК).

Обеспечить придется в размере, который не меньше авансирования.Поставщик в таких закупках не будет обеспечивать контракт, если отправит госзаказчику сведения из реестра контрактов. Нужно подтвердить, что на протяжении 3 лет до подачи заявки победитель выполнил 3 контракта без неустоек.ВАЖНО!Суммарно размер этих договоров не должен быть меньше НМЦК.Деньги возвращаются двумя способами:

  • В полном объеме.
  • Частично.

Когда получите полностьюКак получите частямиДеньги возвращаются в полном объеме, если:

  1. заменили способ обеспечения на банковскую гарантию по ч.

    7 ст. 96 44-ФЗ.

  2. исполнили обязательства полностью;

Деньги возвращаются частями, если размер обеспечения госконтракта уменьшили в рамках ч.

7-7.2 ст. 96 44-ФЗ. Возврат должен быть предусмотрен в госконтракте, который заключен по итогам закупок, извещение о которых опубликовали в ЕИС после 01.07.2019.По соглашению сторон это можно делать и в других соглашениях. Это закреплено в ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 502-ФЗ от 27.12.2018.Вернут часть денег, если размер обеспечения уменьшился по ч. 7.2 ст. 96 44-ФЗ и заявили о желании вернуть часть денег.

Такое заявление оформляется в письменном виде.

Размер уменьшается пропорционально стоимости выполненных обязательств, которые приняты и оплачены по условиям договора.Такое уменьшение произойдет, только если нет непогашенной неустойки (если она начислялась) и выполнили обязательства в объеме аванса (если он есть). Это указано в ч. 7.3 ст. 96 44-ФЗ.В ч. 7.1 ст. 96 44-ФЗ указано, что в обязательном порядке уменьшается размер обеспечения в контрактах, которые исполняются поэтапно.Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются Заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба Заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.Согласно ч.

1 ст. 96 44-ФЗ Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – запрос котировок, запрос котировок в электронной форме, запрос предложений, запрос предложений в электронной форме и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (для этих закупок Заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).Контракт с победителем заключается только после предоставления Заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) таким победителем в соответствии с требованиями 44-ФЗ.

В том случае, если победитель не предоставил Заказчику в установленный срок ОИК, такой победитель будет считаться уклонившимся от заключения контракта.

Что в свою очередь чревато внесением информации о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).Согласно ч.

3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.

Важно: Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО.Если в качестве ОИК победитель выбирает внесение денежных средств на счет Заказчика, то документом подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта будет оригинал платежного поручения. При этом стоит учитывать, что никаких счетов Заказчик победителю не выставляет, перевод средств осуществляется по указанным Заказчиком в документации реквизитам.

Сами же денежные средства должны поступить на счет Заказчика до дня подписания контракта.Если в качестве ОИК победитель предоставляет Заказчику банковскую гарантию (БГ), то подтверждающим документом будет оригинал БГ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст.95 44-ФЗ. О том, как самостоятельно получить банковскую гарантию подробно написано здесь.У каждой формы обеспечения исполнения контракта есть как свои плюсы, так и свои минусы.

Например, внесение денежных средств на счет Заказчика происходит значительно быстрее и проще, однако изъятие из оборота свободных средств для большинства компаний является непозволительной роскошью. Банковская же гарантия в этом случае является более предпочтительной, т.к.

не требует вывода из оборота значительных для организации сумм. Однако не всегда удается получить БГ в отведенный для подписания контракта срок, плюс участнику необходимо собрать достаточно большой пакет документов для её получения, а также в некоторых случаях можно столкнуться с отказом банка в выдаче БГ.Согласно ч. 7 ст. 96 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) ВПРАВЕ изменить способ ОИК и (или) предоставить Заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое ОИК, размер которого МОЖЕТ БЫТЬ уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены ч.

7.2 и ч. 7.3 ст.96 44-ФЗ.Во-первых, для того, чтобы воспользоваться данным правом, контрактом должны быть предусмотрены отдельные этапы его исполнения.Во-вторых, Заказчик должен разместить в реестре контрактов, предусмотренном ст.

103 44-ФЗ, информацию об исполнении поставщиком обязательств по контракту и стоимости исполненных им обязательств.В-третьих, уменьшение размера ОИК осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных Заказчиком в соответствии с 44-ФЗ, а также приемки Заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).При этом сам алгоритм уменьшения ОИК выглядит следующим образом.Шаг 1.

Заказчик размещает в реестре контрактов информацию об исполнении поставщиком обязательств по контракту и размер исполненных им обязательств.Шаг 2. Поставщик направляет Заказчику заявление об уменьшении ОИК (Примечание: это актуально, когда обеспечение осуществлялось с помощью денежных средств).

Если же в качестве обеспечения поставщик предоставил БГ, то Заказчик может потребовать оплату по этой гарантии в уменьшенном размере, пропорционально стоимости исполненных поставщиком обязательств.Шаг 3. Заказчик уменьшает размер ОИК пропорционально стоимости исполненных поставщиком обязательств и возвращает ему часть денежных средств в срок, установленный ч. 27 ст. 34 44-ФЗ (Примечание: если закупка проводилась на общих основаниях, то срок возврата составляет 30 дней, а если закупка проводилась среди СМП и СОНКО, то 15 дней).

Важно: Уменьшение ОИК не допускается в случаях, определенных Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.Теперь давайте поговорим об изменении способа ОИК.

Например, если победителю в установленный для подписания контракта срок не удалось подготовить БГ, то можно сначала внести на счет Заказчика денежные средства, а затем заменить данное обеспечение исполнения контракта на банковскую гарантию.Многие поставщики задаются вопросом о возможности предоставления Заказчику комбинированного обеспечения исполнения контракта.

То есть это ситуация, когда часть обеспечения предоставляется в форме денежных средств, а часть в форме банковской гарантии, либо обеспечение предоставляется в форме нескольких гарантий от разных банков.

Ответ на этот вопрос однозначный — предоставление комбинированного обеспечения исполнения контракта не допускается.

Кроме того, положениями 44-ФЗ не закреплена возможность третьего лица предоставлять ОИК вместо победителя.

С более развернутым ответом на этот вопрос можно ознакомиться здесь — www.garant.ru/consult/gpurchase/561772.Размер ОИК должен составлять от 5% до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (ч.

6 ст. 96 44-ФЗ).В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, Заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер ОИК устанавливается в размере аванса.В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на 25% и более процентов по отношению к НМЦК, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет ОИК в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса (аукциона) или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника с учетом положений ст. 37 44-ФЗ (антидемпинговые меры) + ОИК, указанное в документации.

Более подробно про антидемпинговые меры написано здесь.Иногда на практике встречаются случаи, когда сумма заключенного контракта по итогам проведенных торгов меньше размера требуемого ОИК.Пример: Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение проектных работ на строительство детского сада. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 17 млн. рублей. Обеспечение исполнения контракта, установленное в аукционной документации — 30% от НМЦК (5 100 000,00 рублей).

В ходе аукциона цена контракта была снижена участниками на 67%. Победил участник с ценой 5 610 000,00 рублей. Согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ победитель должен предоставить Заказчику обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации (1,5 х 5 100 000,00 = 7 650 000,00 рублей).

То есть, как вы видите, размер ОИК превышает сумму выигранного контракта более чем на 2 млн.

рублей. Поэтому обязательно учитывайте этот момент.В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с п.

1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ размер ОИК устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Что это значит? Это значит, что если Заказчик проводит закупку только среди СМП и СОНКО, то размер ОИК устанавливается не от НМЦК, а от цены предложенной победителем, по которой этот контракт заключается.Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений ст.37 44-ФЗ, не применяются в случае:1) заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением;2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.С 01.07.2019 года в ст.

96 произошли важные изменения.

Так согласно ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ (Примечание: это закупки среди СМП и СОНКО), ОСВОБОЖДАЕТСЯ от предоставления ОИК, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных Заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3-х контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.Таким образом, если у участника есть за последнее 3-и года до даты подачи заявки 3-и исполненных контракта, сумарно равных или превышающих НМЦК закупки и по которым не было неустоек, то участник может не предоставлять Заказчику обеспечение исполнения контракта. Участник просто предоставляет Заказчику информацию об исполненных контрактах до заключения такого контракта.Итак, резюмируем требования к контрактам:

  • Сумма цен 3-х контрактов должна быть не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (текущая закупка, в которой участник признан победителем).
  • Количество контрактов — 3 шт.;
  • Контракты имеют статус “Исполнение завершено”;
  • Контракты исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней);
  • Сведения о контрактах находятся в реестре ЕИС;
  • Контракты исполнены в течение последних 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке;

Для того, чтобы участникам было легче проводить проверку необходимости предоставления ОИК на сайте progarantii.ru появился отличный инструмент — //progarantii.ru/proverka-obespecheniya/.Вы просто заходите на сайт, вводите в указанные поля Ваш ИНН и реестровый номер закупки с сайта ЕИС и нажимаете по кнопке «Проверить».После этого система в автоматическом режиме проводит поиск исполненных Вами контрактов на сайте ЕИС, суммирует их и сравнивает с НМЦК той закупки, номер которой Вы указали.

И ниже отображает результаты такого анализа.Как видно из результатов проверки сумма исполненных контрактов превышает НМЦК закупки, поэтому обеспечение не требуется. Теперь участнику достаточно скопировать номера этих контрактов и предоставить информацию Заказчику до подписания контракта.Переходите на сайт и пользуйтесь на здоровье.Сроки возврата обеспечения исполнения контракта регламентируются ч. 27 ст. 34 44-ФЗ.Так в ч. 27 ст.

34 44-ФЗ сказано, что в контракт включается ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ условие о сроках возврата Заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве ОИК (если такая форма ОИК применяется поставщиком, в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера ОИК в соответствии с ч.

7, 7.1 и 7.2 ст. 96 44-ФЗ.При этом срок возврата Заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать 30-ть дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления Заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 44-ФЗ (Примечание: это закупки среди СМП и СОНКО), такой срок не должен превышать 15-ть дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.Таким образом, срок возврата ОИК четко определен законом.

Если срок Заказчиком не был установлен или он отличается от тех сроков, что указаны в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ, то Вам необходимо подготовить жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на положения документации о закупке.В том случае, если обязательства по контракту Вами исполнены, а Заказчик в установленные сроки не вернул ОИК, то необходимо направить Заказчику требование о возврате обеспечения.

В случае отказа обращайтесь в суд. В соответствии со ст. 107 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФКак мы с Вами уже разобрались, сроки возврата ОИК должны быть установлены заказчиком непосредственно в самом контракте.

Однако нередки случаи, когда Заказчик эти сроки нарушает. В таком случае Вам нужно направить в адрес Заказчика соответствующее письмо о возврате средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Образец такого письма Вы можете скачать здесь.Если поставщик не исполняет свои обязательства по контракту, то Заказчик может инициировать расторжение контракта, как в одностороннем, так и в судебном порядке. В таком случае обеспечение исполнения контракта поставщику не возвращается.

Деньги перечисляются в соответствующий бюджет. Если же в качестве ОИК была предоставлена банковская гарантия, то банк выплачивает Заказчику установленную сумму, а уже затем взыскивает эту сумму с поставщика. Помимо этого сведения об участнике, с которым контракт расторгается в одностороннем порядке или по решению суда, вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (ч.

2 ст. 104 44-ФЗ).Есть еще несколько вопросов, которые волнуют, как Заказчиков, так и поставщиков. Вот эти вопросы:

  1. Обязан ли Заказчик возвращать поставщику его денежные средства, находящиеся в залоге для обеспечения исполнения контракта, в случае нарушения поставщиком сроков поставки?
  2. Может ли Заказчик удержать сумму переданных ему в залог денежных средств в счет суммы пени (штрафа, неустойки)?

На эти вопросы дан подробный развернутый ответ на информационно-правовом портале ГАРАНТ.РУ — www.garant.ru/consult/gpurchase/541317.Резюмируя этот ответ, можно сказать следующее. Удержание Заказчиком предусмотренных контрактом штрафных санкций из находящихся в залоге денежных средств возможно только при наличии соглашения об этом между Заказчиком и поставщиком, включенного в контракт или отдельного.

Такое соглашение может быть заключено в любое время (п.

3 ст. 349 ГК РФ).Информация для Заказчиков: правила отражения в бухгалтерском учете сумм, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта подробно описаны здесь — www.klerk.ru/buh/articles/419998.Закон не устанавливает типовой формы, которую можно использовать как образец заявления на возврат обеспечения исполнения контракта. Разрабатывайте его сами в свободной форме на бланке организации.

В него включайте:

  1. номер госконтракта, дату его заключения и предмет;
  2. реквизиты платежного поручения;
  3. просьбу вернуть деньги, которые обеспечивают контракт;
  4. подпись лица, уполномоченного представлять интересы.
  5. название и адрес заказчика, куда отправляете;
  6. сумму денег, которую нужно вернуть;
  7. дату, когда составляете;

Давайте теперь попробуем разобраться со следующим вопросом: существуют ли требования к обеспечению исполнения контракта при участии в закупках по 223-ФЗ? В тексте самого 223 Федерального закона эти требования не прописаны, поэтому каждый Заказчик их устанавливает самостоятельно в своем Положении о закупке. Одни Заказчики дублируют требования к обеспечению исполнения контракта, установленные 44-ФЗ, а другие прописывают свои требования.

Но как бы там ни было, информация о форме обеспечения исполнения контракта, его размере и других условиях содержится непосредственно в извещении о проводимой закупке, а также в самой документации (информационной карте). Чаще всего, в качестве обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ устанавливаются денежный залог, перечисляемый на счет Заказчика и банковская гарантия.В Постановлении Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014 года установлены преференции для СМП, участвующих в закупках по 223-ФЗ. Согласно данного Постановления для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в закупках по 223-ФЗ, ОИК не может превышать 5% от НМЦК (при этом если контрактом предусмотрен аванс, размер ОИК не должен быть больше суммы аванса).На этом моя статья подошла к концу.

До встречи в новых выпусках!P.S.: Если статья была для вас полезной, то ставьте “лайки”, делитесь ссылками на эту статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях. А также задавайте свои вопросы ниже в комментариях.Возвращают только денежные средства, а не банковскую гарантию.

Эти средства удержат, если нарушили обязательства. Их сумма зависит от условий договора. Если в нем прописано, что из обеспечения могут быть удержаны неустойка (пени, штрафы), причиненные убытки или другие выплаты, то удержат только эти суммы.До удержания получите претензию, в которой будет расписано, какие условия нарушили, расчет суммы, которую взыскивают, и возможность их удержания за счет денег, которые обеспечивают госконтракт.

Если добровольно погасили сумму неустойки по претензии, то денежные средства вернут полностью.

Если нет, то удержат требуемую сумму, а то, что осталось, вернут на счет.В случае когда в контракте прямо указано, что обеспечение исполнения контракта может быть удержано в полном объеме, то его удержат полностью.Порядок возврата обеспечения по госконтракту должен быть прописан в самом указанном документе. 44-ФЗ данный аспект никак детально не регламентирует, все вопросы решаются в согласительном порядке между сторонами.Стандартный алгоритм действий для возврата обеспечения выглядит следующим образом:

  • Заказчик рассматривает обращение от поставщика. В случае отказа от удовлетворения требований исполнителя по госконтракту заказчик обязан мотивировать его и предоставить ему письменное решение об отказе.
  • Поставщик или исполнитель направляет в адрес заказчика письмо с уточненными реквизитами для возврата. К нему можно приложить выписку из банковского счета с реквизитами, копии итоговых документов и дополнительные документы (доверенность на подпись заявления, копии чеков или платежных поручений, подтверждающих внесение обеспечения по контракту, акт сверки взаимных расчетов и пр.). Заявление может быть передано лично либо направлено заказным письмом с описью вложения.
  • Заказчик возвращает денежные средства на счет исполнителя.

В любом госконтракте должны быть прописаны штрафные санкции, которые должны быть применены к сторонам при нарушении договорных условий. Если заказчик не вернет положенное поставщику обеспечение, то он вправе рассчитывать не только на возврат ему суммы обеспечения, но и на получение пени.При отказе заказчика вернуть деньги добровольно подрядчик может обратиться в суд и взыскать с него всю задолженность вместе со штрафными санкциями.Основные тезисыРеквизиты документаСкачатьО порядке удержания и возврата денежных средств, которые обеспечивают контрактПисьмо Минфина № 24-03-08/73616 от 08.11.2017О возможности возврата в случае неисполнения обязательствПисьмо Минэкономразвития № Д28и-1638 от 10.04.2017Об оплате госконтракта и возврате обеспеченияПисьмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-2568 от 07.03.2017О возвращении банковской гарантииПисьмо Минэкономразвития № Д28и-3143 от 14.11.2016Как обеспечивать контракт в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения обязательств по немуПисьмо Минэкономразвития № Д28и-2829 от 21.09.2015С июля 2021 года заказчики начнут требовать обеспечить гарантийные обязательства.

Это правило будет действовать, если госконтрактом предусмотрены гарантийные обязательства и заказчик требует обеспечить основные обязательства.Обеспечить гарантию можно будет как банковской гарантией, так и деньгами.

Выбрать способ разрешили поставщику. Он может поменять способ или предоставить другую банковскую гарантию вместо первоначальной.ВАЖНО!Размер такого обеспечения составит не больше 10 процентов от НМЦК.Для срок действия банковской гарантии установили, что он должен превышать период гарантийных обязательств не меньше чем на месяц.Как обеспечивать гарантийные обязательства, должно быть прописано в госконтракте. Эти же сведения рекомендуем прописать и в других закупочных документах.

Если заказчик требует обеспечить гарантийные обязательства, то документы о приемке поставленных ТРУ будут подписываться только после предоставления поставщиком такого обеспечения.В конкурсах и закрытых аукционах (см.

«Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок»

) обеспечительный платеж участникам возвращает сам заказчик.

Сделать это он должен в течение пяти рабочих дней. Лучше, если проигравший участник на всякий случай напишет заказчику письмо и попросит вернуть обеспечение заявки на конкретный банковский счет.В ситуации, когда обеспечение заявки возвращено с опозданием, участник торгов может потребовать у заказчика или ЭТП пени в размере 1/300 от невозвращенной суммы за каждый день просрочки. Кроме того, для заказчиков и операторов электронных торговых площадок, нарушивших срок при возврате обеспечения, предусмотрен административный штраф по статье 7.31.1 КоАП РФ.Существует ряд причин, по которым заказчик может не отреагировать на требование поставщика о возврате денежных средств, внесенных для обеспечения контракта:

  1. объектом обеспечения является банковская гарантия;
  2. в случаях, когда направленное заявление на возврат некорректно или не содержит важной информации о реквизитах;
  3. поставщик не оплатил неустойку по договору за услуги ненадлежащего качества.
  4. если у заказчика есть претензии к выполненным работам или поставленным товарам;

Но в ситуациях, когда поставщик уверен в своей правоте и оснований для задержки у заказчика нет, следует составить исковое заявление и обратиться в суд.

Правда перед этим шагом необходимо удостовериться, что все условия договора выполнены и закон будет на стороне исполнителя.Действующее законодательство четко регулирует порядок внесения обеспечения для исполнения контракта, в то время как момент возврата практически не оговаривается.