×
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Главная - Трудовое право - Сроки прохождения специальной оценки условий труда

Сроки прохождения специальной оценки условий труда

Сроки прохождения специальной оценки условий труда

Сроки проведения спецоценки условий труда: отвечаем на вопросы читателей


Анонсы 11 мая 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 17 мая 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

25 апреля 2014

C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «» (далее – закон о спецоценке) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «» (далее – закон о внесении изменений).Поскольку практика в данной сфере еще не сложилась, при определении сроков проведения спецоценки условий труда возникает много вопросов.

С наиболее сложными нам поможет разобраться председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», генеральный директор HSA Company Дмитрий Третьяков.

Согласно , в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

При этом в вышеназванного закона указано, что в случае, если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. Таким образом, срок проведения спецоценки исчисляется со дня проведения аттестации.

Если аттестация рабочих мест никогда не проводилась, можно ли не проводить спецоценку до 2018 года?В рамках закона о спецоценке чисто теоретически – да. Однако никто не освобождает работодателя от соблюдения положений, предусмотренных ТК РФ, в частности, от обязанности исполнять законодательство о специальной оценке условий труда (). Соответственно, если вы обращаете внимание пришедшего на проверку инспектора труда на положения и отстаиваете свою позицию, то боюсь, что окажетесь «в минусе».

Вероятнее всего, позиция государственной инспекции труда и Роструда в целом будет направлена на то, чтобы проверять фактическое исполнение положений закона о спецоценке. А в данной ситуации, если мы посмотрим положения этого закона и сопутствующего ему закона о внесении изменений, то одной из основных обязанностей работодателя является ознакомление работника в письменной форме с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

В результате у государственного инспектора труда появится объективное законное право привлечь вас к ответственности в виде административного штрафа. Поэтому этот вариант ухода от проведения специальной оценки условий труда крайне сомнителен.Ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда установлена (см. табл. 1). Таблица 1Субъект правонарушенияОтветственность за совершение правонарушения впервыеОтветственность за повторное совершение аналогичного правонарушенияДолжностное лицоАдминистративный штраф в размере от 1000 руб.

до 5000 руб.Дисквалификация на срок от одного года до трех летЛицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лицаАдминистративный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Юридическое лицоАдминистративный штраф в размере от 30 000 руб.

до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Юридическое лицоАдминистративный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток С 1 января 2015 года вступит в силу :

«Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации»

, предусмотренная законом о внесении изменений.

Частями 1 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (см. табл. 2). Таблица 2 Субъект правонарушенияОтветственность за совершение правонарушения впервыеОтветственность за повторное совершение аналогичного правонарушенияДолжностное лицоПредупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб.

до 5000 руб.Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех летЛицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лицаПредупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб.

до 5000 руб.Административный штраф в размере от 30 000 руб.

до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сутокЮридическое лицоПредупреждение или административный штраф в размере от 50 000 руб. до 80 000 руб.Административный штраф в размере от 100 000 руб.

до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение вводится ч.

2, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 3). Таблица 3 Субъект правонарушенияОтветственность за совершение правонарушения впервыеОтветственность за повторное совершение аналогичного правонарушенияДолжностное лицоПредупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. руб.Административный штраф в размере от 30 000 руб.

до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех летЛицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лицаПредупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб.

до 10 000 руб.Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сутокЮридическое лицоПредупреждение или административный штраф в размере от 60 000 руб. до 80 000 руб.Административный штраф в размере от 100 000 руб.

до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний установлена ч. 3, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см.

табл. 4). Таблица 4Субъект правонарушенияОтветственностьОтветственность за повторное совершение аналогичного правонарушенияДолжностное лицоАдминистративный штраф в размере от 15 000 руб.

до 25 000 руб.Административный штраф в размере от 30 000 руб.

до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех летЛицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лицаАдминистративный штраф в размере от 15 000 руб.

до 25 000 руб.Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сутокЮридическое лицоАдминистративный штраф в размере от 110 000 руб. до 130 000 руб.Административный штраф в размере от 100 000 руб.

до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток В ч. 4, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ указана ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – средствами, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (см. табл. 5). Таблица 5 Субъект правонарушенияОтветственностьОтветственность за повторное совершение аналогичного правонарушенияДолжностное лицоАдминистративный штраф в размере от 20 000 руб.

до 30 000 руб.Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех летЛицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лицаАдминистративный штраф в размере от 20 000 тыс.

до 30 000 тыс.Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сутокЮридическое лицоАдминистративный штраф в размере от 130 000 руб. до 150 000 руб.Административный штраф в размере от 100 000 руб.

до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Наша организация не успела в прошлом году завершить процедуру аттестации рабочих мест.

Как нам теперь быть? Минтруд России в п.

2 от 13 марта 2014 г. N 17-3/В-113 разъяснил, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 года, использоваться не могут. В Вашем случае необходимо подготовить соответствующие дополнительные соглашения и перевести результаты аттестации рабочих мест в материалы спецоценки.

Как быть со специальной оценкой условий труда, если есть предписание из государственной инспекции труда на проведение аттестации рабочих мест, датированное 2013-ым годом (конкретная дата не указана)?Предписание – это зафиксированный факт нарушения законодательства в части отсутствия аттестации рабочих мест. Более того, если документ в установленные сроки не обжалован, значит, работодатель тем самым подтвердил, что его обязанности в этой части ТК РФ не исполнены.Теперь вам необходимо проводить специальную оценку условий труда, даже несмотря на то, что в самом предписании может стоять формулировка «внеплановая аттестация рабочих мест» или «проведение аттестации рабочих мест».

В любом случае фактическое назначение этих процедур призвано к оценке условий труда на рабочих местах. С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. При этом Приказ Минздрава России от 26 апреля 2011 г. № 342н «» не отменен, но с учетом вступления в силу закона о спецоценке применяться не может.

№ 342н «» не отменен, но с учетом вступления в силу закона о спецоценке применяться не может.

Как нам быть, если срочно требуется провести повторную аттестацию рабочих мест из-за того, что работники не согласны с результатами первоначальной аттестации?В данной ситуации я бы крайне не советовал проводить повторную аттестацию «задним числом». Если работники не согласны с результатами первоначальной аттестации, соответственно, ни о какой фальсификации дальнейшего процесса речи быть не может. Тут однозначно нужно проводить специальную оценку условий труда, причем она пойдет как внеплановая.

Если проведение специальной оценки условий труда растягивается по времени на несколько лет, то как будет определяться срок следующей спецоценки?

Работодатель может растягивать проведение специальной оценки условий труда вплоть до 2018 года. В таком случае срок проведения следующей спецоценки отсчитывается со дня утверждения соответствующего отчета.Подробнее о новом Федеральном законе от 28 декабря 2013 г.

№ 426-ФЗ «» читайте в нашем материале «»Достаточно пикантным в данной ситуации выглядит момент, связанный с тем, что фактически результаты аттестации действуют с момента ее проведения в течение пятилетнего срока. Мы с коллегами рассматривали ситуацию, когда материалы аттестации были сданы 20 декабря 2013 года. Если от этой даты отсчитать пять лет, то, соответственно, 20 декабря 2018 года у работодателя фактически завершается срок действия аттестации и за оставшийся 10-дневный период ему необходимо провести спецоценку, что, очевидно, невозможно.

А это значит, что формально требования законодательства выполнены не будут. Это достаточно спорный момент, но полагаю, что в данном случае лучше перестраховаться и начать проведение спецоценки до истечения пятилетнего срока, чтобы успеть оформить результаты к 2018 году.

Можно ли «разбить» проведение спецоценки в организации на несколько частей с составлением отдельных отчетов по каждой? Если да, то означает ли это, что пятилетний срок, по прошествии которого необходимо проводить новую спецоценку труда (согласно ), будет исчисляться отдельно со дня утверждения каждого отчета?Конечно, «разбить» проведение специальной оценки условий труда на несколько частей можно. При этом речь идет о разбивке по отдельным подразделениям, офисам, департаментам и т.

д. с выполнением в каждой группе всей работы «под ключ» (то есть проведение идентификации, замеров, составление отчета, предоставление результатов в Государственную инспекцию труда). Для этого в организации составляется график, который утверждается Комиссией по специальной оценке ().

Результаты спецоценки в каждой группе оформляются отчетом. Спустя пять лет после утверждения каждого из отчетов необходимо проведение новой спецоценки на данном участке. В случае, если по прошествии пяти лет работодатель решил проводить спецоценку предприятия в целом, не дробя его на отдельные подразделения (офисы, департаменты и т.
В случае, если по прошествии пяти лет работодатель решил проводить спецоценку предприятия в целом, не дробя его на отдельные подразделения (офисы, департаменты и т.

д.), то датой отсчета будет являться дата утверждения первого, самого раннего отчета.Как правило, проведение спецоценки «вразбивку» удобно для крупного бизнеса с большим количеством филиалов, поскольку позволяет спланировать бюджет на данное мероприятие.При отсутствии несчастных случаев в организации срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда пролонгируется еще на пять лет (). Расскажите, как происходит пролонгация?7 апреля 2014 года вступил в силу приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «». В соответствии с этим документом рабочие места, которые предположительно подпадали под декларирование до утверждения Методики проведения специальной оценки условий труда (например, так называемые «офисные рабочие места»), теперь подлежат обязательным измерениям.

А это значит, что мы их не декларируем, а оцениваем.

Теоретически существуют рабочие места, подпадающие под декларирование, но их количество в общей массе рабочих мест, подлежащих спецоценке, ничтожно мало.Если мы говорим о пролонгации декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то она осуществляется автоматически при отсутствии несчастных случаев на этих рабочих местах. Это означает, что декларация не утрачивает силу, а срок ее действия считается продленным на следующие пять лет.

При этом работодателю вносить какие-либо изменения в документ не надо. Документы по теме: Новости по теме:

  1. – ИА «ГАРАНТ» 14 ноября 2013 г.
  2. – ИА «ГАРАНТ» 23 декабря 2013 г.
  3. – ИА «ГАРАНТ» 27 августа 2013 г.
  4. – ИА «ГАРАНТ» 5 декабря 2013 г.
  5. – ИА «ГАРАНТ» 16 октября 2013 г.
  6. – ИА «ГАРАНТ» 24 октября 2013 г.
  7. – ИА «ГАРАНТ» 27 мая 2013 г.
  8. – ИА «ГАРАНТ» 6 июня 2013 г.

Материалы по теме: Мы подготовили обзор самых важных изменений в трудовом законодательстве.

Несмотря на то, что наибольшая часть рассмотренных документов все еще находится на стадии принятия, многие из них должны вступить в силу с 1 января 2014 года. Как изменится МРОТ, будет ли введен запрет заемного труда, специальная оценка условий труда, конкурсный отбор творческих работников? Женщинам, подросткам и лицам с семейными обязанностями по закону предоставляются дополнительные гарантии в сфере труда.

Об особенностях трудовых отношений с такими работниками, обозначенных в Постановлении Пленума ВС РФ от 28 января 2014 г.

№ 1, – наш материал. __________________________ За исключением ст. 18, которая вступает в силу с 1 января 2016 года.

За исключением п. 4 ст. 9 и ст. 11, вступающих в силу с 1 января 2015 года. Согласно решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд.

Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Срок обжалования выданного предписания об устранении выявленных нарушений установлен ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «» и составляет 15 дней. Теги: , , , , , Источник: © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д.

1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сроки специальной оценки условий труда

02 Января 2021 в 17:22 Спецоценка условий труда, безусловно, обязательна для всех работодателей. Однако строгого и безоговорочного регламента проведения этих мероприятий нет. Связанные статьи Оглавление Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter Порядок проведения СОУТ закреплен законодательно и в некоторых частях содержит достаточно либеральные положения.

Например, согласно пункту 6 статьи 27 , в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена к 31.12.2018. Однако суды неоднозначно подходят к трактовке данного положения и выносят противоречивые решения (к примеру, Определения от 11.11.2014 № 11-11968/2014 и от 26.02.2015 № 33-5865/15), а штрафы за непроведение этого мероприятия могут составлять до 200 000 рублей.

Специальная оценка условий труда впервые должна быть проведена в сроки, не превышающие 12 месяцев со дня создания нового рабочего места. Если организация функционирует более 12 месяцев, а аттестация рабочих мест (АРМ) или специальная оценка условий труда не проводилась никогда, то проводить спецоценку надо незамедлительно или вчера.

Если организация функционирует более 12 месяцев, а аттестация рабочих мест (АРМ) или специальная оценка условий труда не проводилась никогда, то проводить спецоценку надо незамедлительно или вчера.

Вообще рекомендуем придерживаться правила, что срок проведения СОУТ на новом рабочем месте составляет не более 6 месяцев со дня его создания. Такая категоричность подтверждена законодательно.Так, согласно , работодатель обязан обеспечить:

  1. безопасный труд своих работников;
  2. информирование работников об условиях, в которых они трудятся, и т. д.
  3. охрану труда своих сотрудников;

В то же время, согласно , работник имеет право на:

  1. безопасные условия труда;
  2. получение информации об условиях вредности на своем рабочем месте.

То есть работник имеет право требовать от работодателя предоставления информации о степени риска для его здоровья, которое может подвергаться воздействию вредных или опасных производственных факторов (даже сидя перед экраном монитора).И если работодатель ему не предоставляет такую информацию, работник имеет право для получения этой информации обратиться в орган государственного надзора за соблюдением законодательства. В этом случае работодателя ждет штраф до 80 000 рублей и письменное предписание о необходимости организации проведения спецоценки.

В противном случае может грозить административная приостановка деятельности предприятия до 90 дней.

Срок действия спецоценки условий труда составляет 5 лет.

Течение времени начинается со дня утверждения отчета о проведении оценки по каждому отдельному рабочему месту. Итоги проведения данного мероприятия можно свести к двум вариантам, когда:

  1. вредные факторы в ходе проведения не выявлены;
  2. вредные факторы выявлены и соответствующим образом классифицированы.

Если в ходе проведения спецоценки не выявлено вредных и опасных производственных факторов, такое рабочее место подлежит декларированию в территориальный орган федеральной службы по труду и занятости на предмет соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда.

В этом случае, если в течение последующих 5 лет в отношении данного рабочего места не появится причин провести внеплановую спецоценку, то по истечении данного срока повторную СОУТ проводить не надо, действие декларации считается автоматически продленным. А в какие сроки нужно делать СОУТ в дальнейшем (если вообще надо будет сделать), закон не сообщает. В этом случае срок действия специальной оценки условий труда составляет 5 лет.

Причем это не значит, что пять лет прошло и надо начинать организовывать новую спецоценку. К истечению пятилетнего срока у работодателя должны быть уже готовые результаты аттестации, то есть никакого прерывания не допускается.

АРМ — это, по сути, то же самое, что и спецоценка, только с другим названием.

Поэтому если работодатель проводил АРМ до 01.01.2014, то действующее законодательство позволяет ему не организовывать и не проводить какие-либо дополнительные мероприятия весь срок действия СОУТ вплоть до даты завершения действия результатов этой аттестации, конечно, если не возникнут основания для проведения внеплановой СОУТ. При возникновении обстоятельств для проведения внеплановой спецоценки законодательством предусмотрено два временных периода — 6 и 12 месяцев, в зависимости от причины.

Специальная оценка условий труда должна быть проведена за указанное время, если:

  1. в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут навредить здоровью работника;
  2. работодатель получил предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  3. вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (можно снизить класс вредности, соответственно, можно снизить выплаты за вредность);
  4. произошел несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
  5. врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  6. получено письмо от профсоюза о необходимости проведения внеплановой спецоценки.

СОУТ должна быть проведена за указанное время, если:

  1. меняются технологические процессы, производственное оборудование, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов.
  2. в эксплуатацию вводятся новые рабочие места;

Со дня утверждения отчета по результатам СОУТ работодатель обязан:

  1. в течение 3 рабочих дней уведомить об утверждении организацию, проводившую СОУТ;
  2. не позднее 30 календарных дней при наличии сайта в сети Интернет разместить сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.
  3. не позднее 30 календарных дней под подпись ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки;

Устанавливается приказом работодателя при организации проведения данного мероприятия на этапе формирования комиссии.

Составляет 45 лет, однако если в результате проведения СОУТ будут выявлены вредные или опасные производственные факторы и условия труда будут соответствующим образом классифицированы по вредности и опасности, такие материалы необходимо хранить в течение 75 лет. Материалы по итогам проведения спецоценки являются действующими на весь период установления соответствующего класса опасности или срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Автор: Краткий курс по охране труда: как работать после изменений Пять емких и полезных уроков по ОТ. Дадим инструкции с учетом последних изменений — сможете сразу применять их, чтобы наладить охрану труда в организации. В конце пришлем чек-листы для самопроверки.

Это бесплатно. Отказаться от писем можно в любой момент. Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с и и даете согласие на использование файлов cookie и передачу своих персональных данных сайту clubtk.ru * Подписаться Стоимость проведения специальной оценки условий труда рабочего места составляет в среднем от 500 до 3 500 рублей.

Конкретная сумма зависит от множества факторов, в их числе: вид рабочих мест, которые будут оцениваться, регион работы, количества мест, представленных к аттестации. 07 Июня 2021 в 11:25 Как провести спецоценку условий труда в организации:

  • Подготовиться к проведению оценки.
  • Провести оценочные мероприятия.
  • Запланировать СОУТ.
  • Составить итоговые документы по результатам оценки, ознакомить с ними сотрудников и обнародовать.
  • Выбрать специализированную организацию и заключить с ней договор.

25 Марта 2021 в 14:03 Штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2021 году — это мера воздействия на работодателей, которые не исследовали производственные факторы, влияющие на работников. Санкции последуют для должностных и юридических лиц.

29 Августа 2021 в 09:31 Несоблюдение требований законодательства в части СОУТ влечет административное наказание до 200 тыс. рублей или уголовную ответственность в случае причинения работнику тяжкого вреда здоровью. 09 Марта 2021 в 13:56 Специальная оценка условий труда — процедура, которую к концу 2018 года обязаны были завершить все работодатели независимо от вида деятельности.

Но по инициативе депутатов перечень ситуаций, когда ее разрешено не организовывать, расширили. Кроме того, чиновники из Министерства труда говорят, что пока не будут наказывать тех, кто не успел все сделать.

22 Января 2021 в 16:02 26 Февраля 2021 15 Августа 2021 29 Июля 2021 11 Июля 2021 25 Марта 2021 ИЗБРАННОЕ Эта функция доступна только зарегистрированным пользователям НЕТ, СПАСИБО

Спецоценка 2021: новые правила

С 01.01.2021 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов. В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения.

А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях. Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью. Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах.

Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).

Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы. Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда).

С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ. Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать.

Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников. Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме.

Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2021 года. Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали.

Но в нем с 2021 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ. Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ. Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  1. на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  2. сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение!

Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну. Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее. Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет.

Этапы ее проведения представлены на схеме: И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял.

Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст.

11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н. Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч.

1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н).

Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019). С 2021 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч.

3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ). Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  1. в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
  2. в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  1. 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч.

    3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

  2. В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст.

    19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок.

В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ). Полученные по итогам проведения СОУТ результаты работодатель может использовать следующим образом: О такой возможности напомнил Минтруд в Письме от 30.08.2019 N 15-1/ООГ-1968.

Чтобы не проводить на рабочем месте плановую спецоценку, нужно чтобы в течение 5 лет с момента утверждения отчета СОУТ выполнялись следующие условия: У трудовой инспекции есть немало способов выяснить, как работодатели выполняют законодательство о СОУТ: Наказать работодателя за нарушения норм законодательства о СОУТ можно по результатам плановой, внеплановой проверки или вообще без них. Например, если факт нарушения установлен решением суда или по результатам проверки прокуратуры.

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  1. Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре. Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ: № пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена 1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п.

4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») 2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д. 3 СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) Требования к таким компаниям указаны в ст.

19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ 4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) 5 Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н 6 Некорректное применение результатов спецоценки При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест.

Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) 7 Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч.

2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) 8 Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч.

1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) 9 Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст.

5 Закона № 426-ФЗ) 10 Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч.

2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) Для работодатея проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами. Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см.

Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

  1. Нарушения компании-оценщика.

Работодателю нелишним будет ознакомиться с ошибками, которые на практике допускают эксперты компании-оценщика.

Из-за этих ошибок результаты спецоценки могут быть оспорены и(или) отменены: Зная об этих недочетах, работодатель при составлении договора на оказание услуг по проведении СОУТ может предусмотреть отдельные условия, которые помогут избежать негативных последствий из-за ошибок, допущенных компанией-оценщиком.

В том числе можно прописать в договоре порядок возмещения компанией-оценщиком убытков работодателя на проведение повторной спецоценки, если результаты СОУТ будут впоследствии признаны недействительными из-за нарушений, допущенных экспертами компании-оценщика. За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2021 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  1. должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
  2. компании — от 60 000 до 80 000 руб.

Отличия штрафов-2021 от действующих в 2021 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке.

Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч.