×
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Главная - Социальное обеспечение - Закон о том что все дети инвалиды обучаемы

Закон о том что все дети инвалиды обучаемы

Закон о том что все дети инвалиды обучаемы

Права ребенка-инвалида и его родителей


02.06.2019Звание инвалида дает право на получение дополнительных социальных льгот, обусловленных физическими потребностями и невозможностью полноценного участия в социальной жизни общества. У несовершеннолетних лиц есть право только на присвоение звание детей инвалидов, а после достижения 18-летнего возраста специальной медицинской комиссией присваивается группа нетрудоспособности. Социальная защита интересов и прав детей-инвалидов направлена на формирование условий, при которых несовершеннолетний ребенок с ограниченными возможностями и его родители (опекуны) смогут финансово удовлетворить основные потребности, включая оплату медицинских услуг.

Второе направление — создание условий, при которых инвалид сможет полноценно участвовать в жизни общества.Правовое регулирование осуществляется на основании общефедеральных законов, региональных нормативно-правовых актов и международных соглашений, ратифицированных Правительством РФ.Таблица № 1 «Законодательное регулирование»Реквизиты и наименование НПАОсновные направления регулированияКонвенция Организации Объединенных наций от 13 декабря 2006 года № Документ определяет, что каждый человек, получивший льготный статус, может рассчитывать на дополнительную государственную социальную поддержку, независимо от обстоятельств получения расстройства.

Конвенция акцентирует внимание на поощрении личностного развития лиц с ограниченными возможностями.Конвенция ратифицирована в России положениями Федерального Закона № 46 от 2012 года и, на ее основании организована программа «Доступная среда для инвалидов»Федеральный Закон «О социальной защите лиц с инвалидностью» от 24 ноября 1995 года № Оговаривает перечень привилегий, доступных льготникам этой категории. Дополнительно обозначены преференции для несовершеннолетних и их законных представителейПостановление Правительства № от 20 февраля 2006 года «О правилах получения нетрудоспособности»Предусматривает условия и правила присвоения группы инвалидности или льготного статуса инвалид детства

Согласно юридическому словарю, правовой статус детей-инвалидов на территории России присваивается при наличии комплекса следующих признаков:

  1. наличие психических или физических отклонений в развитии (врожденных или полученных в результате травм);
  2. потребность в регулярном медицинском присмотре или реабилитации.
  3. только в отношении человека младше 18 лет;
  4. полученные расстройства не позволяют принимать полноценное участие социальной жизни;

Приобретение льготного статуса подтверждается выдачей соответствующего удостоверения.

Все граждане, независимо от возраста, претендуя на получение льготного статуса, должны пройти следующие шаги:

  1. получение от лечащего доктора направления на прохождение медико-социальной экспертизы (права несовершеннолетнего ребенка-инвалида с детства защищает законный представитель — родитель, опекун);
  2. прохождение предварительного обследования и первоначального лечения;
  3. обращение в локальное отделение социальной защиты с документами и собственноручным заявлением родителя, на основании которых готовится удостоверение льготника.
  4. обращение в медицинское учреждение, расположенное по месту прописки/постоянного проживания для констатации наличия расстройства;
  5. прохождение обследования;
  6. получение заключение о наличии расстройств, позволяющих получить льготный статус;
  7. сбор необходимых документов и их передача в локальный центр МСЭ (медико-социальной экспертизы);

Внимание!

Только после получения удостоверения лицо сможет пользоваться социальными правами детей-инвалидов.

Законодательством установлено, что звание инвалида — временно и может быть присвоено на следующие периоды времени:

  1. 12 месяцев;
  2. 2 года;
  3. 5 лет;
  4. бессрочно до совершеннолетия.

По завершении установленного срока специальные права детей инвалидов прекращают действовать в РФ. Для продолжения использования социальных преференций необходимо повторно пройти МСЭ.Какие права есть у ребенка инвалида, закреплено в статьях Федеральных Законов. Дополнительно региональные органы власти могут добавлять денежные выплаты, увеличивать суммы дотаций или расширять список преференция несовершеннолетних льготников и права семьи ребенка-инвалида.

Поэтому оформление преференций доступно только в регионе проживания льготника.

Каждый ребенок, согласно закону, обязан получить среднее образование. Это же касается и лиц с инвалидностью, поэтому со своей стороны государство формирует условия, позволяющие наладить образовательный процесс для лиц с ограниченными возможностями.Список образовательных привилегий:

  1. освобождение от оплаты питания в детских садах, школах, профессиональных училищах и ВУЗ;
  2. при поступлении на обучение в высшее учебное заведение ребенку должны предоставляться средства, позволяющие полноценно участвовать в экзаменах (например, аппараты, улучшающие слух или специальные книги для инвалидов).
  3. право бесплатного обучения в государственных учреждениях всех уровней (может устанавливаться конкурсный отбор, но инвалид имеет льготы при поступлении на обучение);

Кроме того, доступно несколько форм обучения:

  1. в общем классе школы;
  2. обучение в специальных дистанционных центрах.
  3. на дому;
  4. если в учебном заведении имеется инклюзивный класс, то зачисление в его ряды;

Если семья ребенка с инвалидностью признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, то она может претендовать на один из следующих видов поддержки:

  • Получение собственности на правах бессрочного использования, что активно практикуется в столице.

    Льготники также получают жилье, соответствующее требованиям и нормативам.

  • Аренда недвижимости на основании договора социального найма. Льготник получает в пользование квартиру, принадлежащую городу. За использование взимается минимальная плата, но вносить деньги за коммунальные платежи придется самостоятельно.

    Преимущество — возможность приватизации объекта в будущем;

Важно! При выделении недвижимости льготникам во внимание принимается количество членов семьи и нормативы по квадратуре, действующие в конкретном регионе.

На имя ребенка будут переводиться следующие виды ежемесячной денежной помощи:

  • Социальная пенсия, присваиваемая только по достижению 18 лет и, зависит от присвоенной группы нетрудоспособности.
  • ЕДВ — ежемесячная денежная выплата, которая зависит от тяжести расстройства и условий получения инвалидности. Сумма одинакова для всех несовершеннолетних граждан с ограниченными способностями и подлежит ежегодной индексации;

Льготникам гарантировано бесплатное обслуживание в государственных больницах, а также получение медикаментов на безвозмездной основе.Внимание!

Распространяется льгота не на все виды лекарств. Их перечень ежегодно утверждается Постановлением Правительства и получить бесплатные медикаменты можно только в государственной аптеке.Большинство регионов предлагают льготникам бесплатное посещение культурных мероприятий по одному — два раза в месяц на бесплатной основе.

Преференции распространяются на кинотеатры, музеи, выставки, театры.По всей территории России действуют специализированные школы (активное возникновение учреждений началось после введения в действие программы «Доступная среда»). И если выбрать среднюю школу родитель не может, а обязан вести ребенка в школу, расположенную по месту прописки, то права ребенка-инвалида в специализированной школе распространяется на свободный выбор удобного учреждения, независимо от территориального принципа.Таблица № 2 «Права семьи ребенка-инвалида в России»КатегорияОсобенностиНа проездЗаконные представители и дети могут одинаково претендовать на бесплатный проезд в городском транспорте (кроме такси), а также в пригородных электричках.

Дополнительно предоставляется скидка в 50% на приобретение билетов на поезда дальнего следованияБытовые и жилищныеПраво семьи ребенка инвалида на жилье дополнительно предусматривает скидки на оплату коммунальных услуг. Так, компенсировать придется только 50% от совокупных затрат на:

  1. приобретение топлива для частных домов;
  2. все виды коммунальных услуг;
  3. отопление;
  4. телефонию.

Также семья вне очереди получает земельные участки под жилое строительство или ведение сельхоз деятельностиНалогообложениеМожет осуществляться по следующим направлениям:

  1. право получения двойного размера налогового вычета для компенсации затрат на лечение ребенка;
  2. освобождение от отчислений за владение единственным жильем или одним земельным участком
  3. освобождение от транспортного налога или предоставление скидки на его уплату;

Денежное обеспечениеТрудоспособный опекун ребенка (законный представитель) имеет право на получение ежемесячной помощи, в связи с осуществлением ухода за человеком с ограниченными возможностямиДосрочная пенсияОбязательные условия для получения льготы:

  1. накопление трудового стажа от 15 лет;
  2. минимальный возраст 50 лет;
  3. воспитание ребенка минимум до 8 лет.

Весь период, на протяжении которого мать/отец-одиночка ухаживали за ребенком, включается в страховой стаж с начислением пенсионных баллов

Семейным кодексом установлено, что охрана и защита прав несовершеннолетних детей инвалидов — обязанность не только родителями, но также следующих категорий участников:

  1. усыновители;
  2. органы опеки и попечительства;
  3. прокурор;
  4. суды.
  5. опекуны;

Защита включает представительство в юридических сделках, осуществление мероприятий, направленных на получение ребенком социальной поддержки, а также обеспечение детей всем необходимым, включая приобретение товаров и оказание внимания, заботы, ухода.В 2011 году на территории РФ начала действовать программа «Доступная среда», реализация которой рассчитана до 2025 года.

В рамках программы запланированы следующие мероприятия:

  1. подготовка специалистов, помогающим инвалидам пройти лечение, реабилитацию или адаптироваться к социальной жизни;
  2. улучшение экономического положения лиц с инвалидностью;
  3. оказание помощи в трудоустройстве.
  4. внесение изменений в действующее законодательство с целью повышения защиты интересов и прав инвалидов;
  5. обустройство специальных медицинских центров и образовательных учреждений, реабилитационных организаций;

С другой стороны, программа направлена на воспитание социума, в котором инвалиду будут предоставляться общие права и, в котором люди не будут отводить глаза и игнорировать людей с ограниченными способностями. Каждый человек, в том числе ребенок, должен понимать, что ограниченно недееспособные граждане — такие же члены общества, наделенные общими правами и обязанностями.Поделиться с друзьями:

Права ребенка инвалида в школе

Содержание

  • Социальная пенсия в 8 704 рубля в месяц.
    Ежемесячная дополнительная денежная выплата в размере 1 544 рубля. Ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и инвалидами с детства первой группы в размере 5500 рублей для родителей и опекунов; в размере 1200 рублей для других лиц.

    Ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и инвалидами с детства первой группы в размере 5500 рублей для родителей и опекунов; в размере 1200 рублей для других лиц. Набор социальных услуг (с 01.02.2016 стоимость составляет 995 рублей 23 коп.). В составе лекарств, санаторно-курортного лечения и бесплатного проезда междугородным транспортом к месту лечения и обратно, пригородным железнодорожным транспортом.

    Тут можно отказаться от получения одной услуги или всех сразу в пользу компенсации. Подробности — в приложении. • Во-первых, нужно проконсультироваться со специалистами по образованию, чтобы заранее определиться с формой обучения, возможностями ребенка и необходимы ли ему специальные условия. Только после этого рекомендуется обращаться непосредственно в психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

    Можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций, в том числе коррекционных, негосударственных, а также Центров психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС) и Центральных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Консультации государственных и муниципальный образовательных учреждений, а также ППМС и ПМПК – бесплатные.

    • Затем нужно получить заключение медицинской организации (при необходимости).

    Это может быть заключение для обучения на дому при наличии заболевания из соответствующего перечня. Или по любым другим медицинским ограничениям, касающихся условий обучения. • После этого определяемся с формой обучения: очная, очно-заочная, заочная (надомное и в медицинских организациях), семейная, самообразование.

    • Определяем список конкретных образовательных учреждений.

    Можно сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях. А затем посетить их и пообщаться с администрацией и педагогами.

    • После этого следует ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.

    • Определяем и оцениваем недостатки: шаговая, физическая и транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера. • Вам нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы получить заключение. В нем будет содержаться информация о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и психическом развитии, отклонениях в поведении.

    Будет указано, есть ли необходимость в создании особенных условий для получения ребенком образования и т.д. • Затем при необходимости завершаем оформление или переоформление индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) с учетом заключений ПМПК.

    Важно отметить, что рекомендации ПМПК как и ИПРА являются для ребенка и его законного представителя необязательными и от их исполнения можно отказаться как в части, так и в целом.

    При этом для образовательных учреждений рекомендации ИПРА обязательны к исполнению. Их несоблюдение можно обжаловать в вышестоящих инстанциях, прокуратуре или суде.

    Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082

    «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

    – заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

    Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

    Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК учитывается федеральными государственными учреждениями МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью.

    • После этого можно писать заявление о принятии ребенка в школу, приложив копии необходимых документов.

    Примерная форма заявления и список документов размещается на информационном стенде или на официальном сайте учреждения. Оборудование жилого помещения ребенка-инвалида специальными средствами и приспособлениями в соответствии с ИПРА (индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида).

    Компенсация расходов семьи на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере 50 процентов от социальной нормы.

    Первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства и садоводства.

    Оплата проезда ребенка и сопровождающего междугородним транспортом к месту лечения и обратно. Санаторно-курортное лечение при отсутствии противопоказаний, причем с предоставлением путевки той же длительности и условий сопровождающему лицу.

    Образование для детей-инвалидов организуется в нескольких формах.

    Выбор предоставляется родителям несовершеннолетних.
    В частности, виды получения учебных услуг таковы:

    1. домашнее образование, в том числе семейное, дистанционное и надомное.
    2. путем посещения общеобразовательных учреждений, если таковое по силам ребенку;
  • Молодым гражданам Российской Федерации создаются условия для учебы в соответствии с возрастными параметрами. Они описаны в таблице: Звено обучения Создаваемые условия Младшее (садики) Создание специализированных дошкольных учреждений и групп Ограничение числа воспитанников в одной группе (от 15 до 3 человек) Регламентирование количества часов занятий с учетом возможностей воспитанников Обеспечение ДОУ специалистами:

    1. массажистами;
    2. тренерами и другими.
    3. психологами;
    4. логопедами;

    Консультирование родителей по вопросам воспитания Создание инфраструктурной доступности:

    1. расширенных коридоров и тому подобное
    2. пандусов;

    Среднее Разработка специализированных программ Организация деятельности специнтернатов для слепых, к примеру Обеспечение учеников специализированной литературой и учебниками Привлечение учеников-надомников к праздничным мероприятиям в стенах учреждения Предоставление качественного медобслуживания Повышение инфраструктурной доступности зданий Высшее и среднее специальное Предоставление преференций по зачислению на первый курс Обеспечение дистанционной формой получения знаний С целью социализации ребят младшего возраста в образовательных программах применяются такие принципы:

  • Интеграции.

    Предполагается, что ученик необязательно должен посещать занятия со сверстниками.
    Его зачисляют в класс, подходящий ему по нагрузке и форме подачи материала.
  • Инклюзии.

    Имеется в виду перепланировка помещений с целью удовлетворения потребностей всех учеников.

  • Для сведения: в РФ пока мало учреждений образования, полностью устроенных для удобства инвалидов. Родителям приходится самостоятельно заботиться о детях с физическими ограничениями, приобретать:

    1. удобные передвижные кресла;
    2. подходящие канцелярские принадлежности;
    3. литературу и другое.

    Предоставляются работающим родителям, чей доход облагается налогом по ставке 13% и не превышает 350 000 рублей.

    Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю.

    Предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1 400 рублей — на первого ребенка; 1 400 рублей — на второго ребенка; 3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка; 12 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом или инвалидом I или II группы до 24 лет, при условии его обучения в колледже или вузе. Существует налоговый вычет на обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение, но до 50 000 рублей.

    А также налоговый вычет на лечение — медицинские манипуляции и лекарства. Ребенку, родителю, его супругу (супруге), другим детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет.

    Автор инструкции — Наталия Кудрявцева, юрист детского правозащитного проекта «Патронус» на информационном портале DISLIFE. В приложении также отдельное перечисление московских льгот. Запрет на ночные дежурства. Служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни только с письменного согласия.

    Запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с родителем, являющимся единственным кормильцем семьи с ребенком-инвалидом, за исключением случаев грубых нарушений и дисциплинарных взысканий с сотрудника, а также случая ликвидации организации. Неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю одному из родителей. Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц одному из родителей — могут быть разделены ими между собой по усмотрению.

    Ежегодный оплачиваемый отпуск одному из родителей в удобное для него время.

    Коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для родителей время продолжительностью до 14 календарных дней.

    Порядок приема граждан для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только если в ней уже нет свободных мест.

    За исключением двух случаев. Во-первых, если школа предусматривает углубленное изучение отдельных предметов или профильное обучение, и потенциальный ученик не прошел индивидуальный отбор. Во-вторых, если в ней реализуется дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области физической культуры и спорта, или среднее профессиональное образование в области искусств. Если мест в школе действительно не осталось и вам отказывают по этой причине, родители могут обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования (или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования).

    Это может быть районный отдел образования или департаменты или министерство образования конкретного субъекта РФ. Если же вам отказывают по другой причине или вовсе без объяснения причины, необходимо обратиться в вышестоящий орган. Например, если в приеме ребенка отказывает директор детского сада, рекомендуется обращаться в управление или департамент образования.

    При отказе там – в Рособрнадзор.

    В таком случае необходимо: 1.

    Потребовать отказ в письменной форме (при необходимости написать об этом дополнительное заявление) 2. Оспорить отказ в вышестоящей инстанции, направив письменное обращение/жалобу. В органы прокуратуры имеет смысл обращать только в случаях явного нарушения законодательства.

    Например, если обращения в вышеуказанные органы не дало никаких результатов или нарушаются сроки рассмотрения обращений. Помните, незаконные действия любой организации можно обжаловать в судебном порядке, в том числе решением прокуратуры.

    Примеры жалоб можно скачать здесь. РООИ «Перспектива» занимается развитием инклюзивного образования и оказывает юридическую поддержку людям с инвалидностью Преференции для ребенка-инвалида и его семьи предлагаются в различных сферах: медицинской, жилищной, социокультурной, трудовой. Гарантии государства призваны облегчить жизнь, поддержать и защитить права детей и их близких.

    Для организации полноценной учебы детей с ограничениями по здоровью на государственном уровне решается две задачи:

    1. подготовка специалистов к работе с детьми медиков и педагогического состава.
    2. создание условий в образовательных учреждениях для удобного посещения занятий инвалидами и их комфортного общения со сверстниками;

    Детям-инвалидам предоставляются дополнительные возможности для обучения. Если ребенок не в состоянии посещать занятия в классе по медицинским показаниям, то его учеба организуется иным образом.

    А именно:

    1. в виде семейного обучения;
    2. дистанционно;
    3. надомное обучение.

    Подсказка: для принятия индивидуального плана занятий необходима инициатива родителей. Мама или папа должны самостоятельно обратиться к руководителю школы.

    Ребят, обучающихся вне стен класса, привлекают к общению со сверстниками. Делается это по индивидуальному плану. Так, инвалиды могут посещать:

    1. отдельные уроки;
    2. массовые увеселительные мероприятия.
    3. кружки и дополнительные занятия;

    Ребенку, неспособному посещать класс, предоставляется возможность получать знания дома.

    Решение принимается органами местной власти (отделом образования).

    Родитель должен предоставить такие документы:

    1. заявление с просьбой предоставить услуги общеобразовательного учреждения на дому;
    2. справку медико-социальной экспертизы, подтверждающую назначение несовершеннолетнему инвалидности;
    3. заключение МСЭ о невозможности посещать очные занятия в классе.

    Подсказка: на основании решения местных властей администрация школы:

    1. зачисляет ребенка в число учеников;
    2. оформляет необходимую документацию;
    3. заключает с родителями договор о предоставлении услуг в домашних условиях;
    4. составляет учебный план;
    5. назначает учителей для его реализации.

    Ученику с ограничениями по медпоказаниям преподается общеобразовательный курс в полном объеме. По результатам ученика аттестуют как обычного школьника. Учителя посещают его дома и проводят занятия в присутствии родителей.

    По договоренности уроки могут переноситься на иное время. По окончании курса он получает аттестат. Такой вид получения знаний только находится в процессе развития.

    Он стал возможен после покрытия страны сетью интернет.

    В настоящее время существует несколько видов дистанционного получения знаний:

    1. интернет-уроки.
    2. веб, чат-занятия;
    3. телеконференции;
    4. телеприсутствие;

    Дистанционная форма работы образовательных учреждений позволяет людям со слабым здоровьем:

    • медиков;
    • получать знания в удобное время и в комфортной обстановке с использованием преимуществ компьютерной техники;
    • получать дополнительные знания, в том числе профессионального характера;
    • развивать творческие способности ученика, в том числе, с использованием коллективного опыта;
    • материального положения семейства;
    • дальности расположения образовательной организации от места жительства ученика;
    • принять участие в исследовательской деятельности;
    • психологов;
    • педагогов и других.
    • прослушать общеобразовательный курс и получить аттестат, вне зависимости от:
      • материального положения семейства;
      • дальности расположения образовательной организации от места жительства ученика;
    • получать консультативную помощь специалистов:
      • психологов;
      • медиков;
      • педагогов и других.
    • прослушать подготовительный курс для поступления в ВУЗ;

    Опыт дистанционного взаимодействия с педагогами поможет ученику с ограничениями по здоровью в дальнейшем поступить в ВУЗ и получить специальность. Высшие учебные заведения также организуют процесс обучения с применением современных технических достижений.

    Организация обучения людей с инвалидностью описывается отдельно в статье 79. Здесь закрепляется обязанность образовательных учреждений создавать специальные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья.

    Специальные условия – это особые программы и методы обучения, учебники, технические средства, предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора при необходимости), проведение коррекционных занятий, а также обеспечение беспрепятственного доступа в здание, доступ к информации.

    Видео (кликните для воспроизведения). Им бесплатно предоставляются специальные учебники и любая необходимая литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Также оговаривается, что обучение людей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для людей с инвалидностью также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

    Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Считается, что для детей с ОВЗ необходимо не приспосабливать общую образовательную программу, а разрабатывать специальную, соответствующую их возможностям.

    Например, в нее входит сокращенное время занятий, дополнительные уроки с психологом или дефектологом, сопровождение тьютора и т.д.

    Кроме этого, государство обязано обеспечить подготовку учителей и преподавателей, которые обучены работе с людьми с ОВЗ.

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует ключевые аспекты реализации права детей с инвалидностью на образование, а также вопросы их приема и обучения. Отдельно в п. 27 ст.2 оговаривается понятие инклюзивного образования – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

    Это означает, что дети с инвалидностью обучаются не в отдельной школе или даже классе, а вместе с другими детьми. По возможности они выполняют те же задания что и остальные, в том числе на уроках физкультуры и труда.

    Ребенок максимально включен в образовательное пространство, выполняя отдельные спецзадания по необходимости. В пп. 1 п. 5 ст. 5 указано, что власти обязаны создавать необходимые условия для получения людям с инвалидностью качественного образования, в том числе инклюзивного.

    В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    Важно отметить, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, согласно п.

    16 ст. 2, это не только люди, имеющие инвалидность.

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучение детей с инвалидностью может быть как инклюзивным, так и интегрированным или специальным (коррекционным). Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивное), так и в отдельных классах, группах (интегрированное) или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (коррекционное).

    Присвоение инвалидности ребенку осуществляется экспертной комиссией. В результате медицинского освидетельствования родителям выдается заключение, образец которого изображен на фото. Ребенком-инвалидом признан несовершеннолетний гражданин, имеющий стойкие проблемы со здоровьем разной степени тяжести.

    Экспертной комиссией, наряду со свидетельством, выдается индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА), где детально указываются необходимые меры по восстановлению и поддержке.

    С этого момента государство гарантирует ребенку и его семье права и льготы, установленные законодательно.

    1. Конвенции о правах человека;
    2. Федеральных законов — «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ФЗ № 181 от 24.11.1995 года), «О государственной социальной защите» (ФЗ №178), «Об образовании в РФ» (ФЗ № 273);
    3. Конституции РФ;
    4. Трудового кодекса РФ.
    5. Конвенции о правах инвалидов;
    6. Постановлений Правительства РФ — о медицинской помощи (№ 890), жилищных льготах и правах (№ 649);
    7. Жилищного, Гражданского и Семейного кодексов;

    Права ребенка регламентируются также Указами Президента России, приказами Министерства здравоохранения и другой ведомственной документацией.

    На уровне регионов вводятся дополнительные меры соцподдержки.

    1. На участие в культурных и общественных мероприятиях;
    2. На лечение;
    3. На воспитание и образование;
    4. На материальную помощь и льготы;
    5. На труд.
    6. На приемлемые условия проживания;
    7. На социальное обслуживание;

    Медицинское обслуживание, лечение и реабилитация положены детям-инвалидам бесплатно (статья 13 ФЗ №181) на основании ИПРА.

    Образец первого листа документа изображен на фото.

    1. Консультации в поликлинике, лечение в стационаре, реабилитационных центрах;
    2. Обеспечение лекарствами из списка, установленного законом. Согласно Постановлению Правительства № 890, для детей до 6 лет все медсредства бесплатны;
    3. Предоставление ТСР (технических средств реабилитации), медикаментов, протезирование;
    4. Путевка на санаторно-курортное лечение и проезд ребенку и сопроводителю, ухаживающему за ним. На это период родитель (опекун) получает лист временной нетрудоспособности.

    К приспособлениям для реабилитации относятся не только инструменты для передвижения.

    Сюда входят литература, другие информационные носители для родителей, средства для детей с проблемами со слухом, зрением (например, таблички со шрифтом Брайля) и так далее. Использование реабилитационной техники, протезов, протезно-ортопедических приспособлений регламентируется Приказом № 215н. Детальное описание ТСР приведено в Приказе Министерства труда №374н от 18.07.2016 года.

    В зависимости от тяжести функциональных нарушений, обстоятельств болезни, группы инвалидности, ребенок частично или полностью освобождается от оплаты протезно-ортопедических изделий.

    Дети, пребывающие на попечительстве государства, получают их бесплатно.

    Ремонт также оплачивается за счет бюджетных средств. Для реализации права законный представитель ребенка обращается с заявлением в соответствующую инстанцию (например, в Фонд социального страхования).

    Обязанность государства — обеспечить человека с ограниченными возможностями оптимальными условиями проживания.

    1. Предоставление дополнительной площади (10 кв. метров) или отдельной комнаты для ребенка. Эти квадратные метры не считаются излишними, плата за них начисляется не более, чем в одинарном размере с учетом льгот.
    2. Первоочередное право на жилье;

    Право на жилье имеют семьи с несовершеннолетними инвалидами, длительно пребывающие в арендованной, коммунальной квартире или общежитии. На жилищный учет ставят ребенка, который имеет заболевание из списка, установленного законодательством: ВИЧ, кожные, психические патологии и так далее. Помещение дается вне очереди.

    С 2005 года при подаче заявления законных представителей в органы местного самоуправления квартира положена не в собственность, а по договору социального найма (семья ставится в общую очередь).

    При постановке на учет до 2005 года дается первоочередное право на выделение жилья. Государством также контролируются условия жизни детей.

    Меры по обустройству жилплощади с учетом потребностей инвалидов отражены в Постановлении Правительства РФ № 649 от 09.07.2016.

    1. Садоводство;
    2. Строительство;
    3. Фермерское хозяйство.

    Ребенок с проблемами по здоровью имеет внеочередное право зачисления в детский сад, посещение его бесплатно.

    1. Обучение ребенка в обычных общеобразовательных учреждениях, если допускает его состояние (например, при аутизме);
    2. Прохождение специализированных программ в коррекционных заведениях — для глухих, слепых, слабовидящих, слабослышащих, с легкой умственной отсталостью, с ДЦП. Часто такие школы имеют статус интерната;
    3. Обучение законным представителем — закон об образовании 2010 года позволил родителям самостоятельно учить детей в любой форме. Ежегодно проводятся проверки знаний, по окончании курса — экзамены.
    4. Образование на дому — для перевода на такую форму необходимо заключение ПМПК о том (психолого-медико педагогической комиссии), что ребенок не может учиться в группе или спецучреждении. Учитель регулярно приходит к ученику, например, проводя 3 урока по полчаса 3 раза в неделю;
    5. Дистанционное обучение — относится к надомному, но преподаватель проводит занятия через Интернет по расписанию. Компьютер и иные средства для учебы положены бесплатно;

    При сдаче ребенком ЕГЭ предусмотрен щадящий режим.

    При получении хороших результатов он получает приоритетное право зачисления в среднее или высшее образовательное учреждение. Однако у ребенка не должно быть медицинских противопоказаний для учебы.

    1. Духовное и физическое развитие, психологическую поддержку ребенка и его окружения;
    2. Помощь в устройстве в специализированное заведение, выборе программы обучения;
    3. Работу с родителями — формирование правильного понимания и восприятия ситуации, психологическую и поведенческую коррекции.
    4. Обучение ребенка навыкам контакта и взаимодействия с внешним миром, самообслуживания, бытовой ориентации;
    5. Содействие в проявлении творческих способностей, самовыражения;
    6. Создание подходящих бытовых и жилищных условий;
    7. Организацию развлечений, досуга;

    Права ребенка рассмотрены в в Приказе Министерства культуры РФ № 3019 от 10.12.2016 года.

    1. Приемлемые условия для посещения культурных мест;
    2. Доступ инвалидов к объектам и услугам;
    3. Информирование детей и родителей о программе.

    Эти меры позволяют инвалидам посещать выставки, музеи, театры, реабилитационные кружки и секции, участвовать в экскурсиях.

    Право предполагает доступ инвалидов к различным объектам наравне со здоровыми людьми.

    1. Пандусами;
    2. Лифтами;
    3. Удобными подъездами;
    4. Кнопками вызова помощи;
    5. Санитарными комнатами и так далее.
    1. Светофорами со сигнализацией;
    2. Информацией в звуковом или ярком световом формате;
    3. Средствами связи и так далее.
    1. Юридические консультации с пояснениями норм и положений;
    2. Представление ребенка и его семьи в органах власти, суде.
    3. Составление и оформление документов, запросов в госструктуры;
    4. Помощь в поиске статей, разработке стратегии для разрешения сложной ситуации;

    Обращаются за помощью юристов в бюро, к адвокатам, работающим по госпрограмме. По Семейному кодексу РФ сумма алиментов на ребенка-инвалида рассчитывается стандартно.

    Платежи составляют 25% дохода родителя, при выплате на 2 детей — 33%, на большее число — 50%.

    Если ребенку нужна платная медицинская помощь, уход, реабилитация, алиментоплательщик обязан вносить финансовый вклад на покрытие расходов (статья 86 СК). Право инвалидов на труд реализуется путем создания на предприятиях специализированных рабочих мест.

    1. Установления квот для приема инвалидов и минимального числа мест для них;
    2. Резервирования вакансий, ориентированных на трудоустройство людей с ограниченными возможностями;
    3. Предоставления льгот организациям, имеющим таких сотрудников;
    4. Создания дополнительных мест за счет бюджетных средств и условий для предпринимательства инвалидов.

    Государство гарантирует человеку с проблемами со здоровьем комфортные и специально оборудованные рабочие места.

    Сотруднику-инвалиду положены упрощенные условия труда и приемлемый график.

    1. Социальная пенсия. Выплаты назначают на основании свидетельства об инвалидности. Максимальная сумма составляет 12432,44 рубля (с 01.04.2019 года). В разных регионах страны сумма несколько отличается;
    2. Пособие по уходу за инвалидом. Для его оформления родитель должен не иметь дохода (зарплаты, других пособий, пенсии). Пособие выплачивают любому ухаживающему лицу, невзирая на степень родства. Его размер для родителей в 2021 году составляет 5500 рублей (в планах увеличение до 10 тысяч рублей с 1.07.2019 года), для иных лиц — 1200 рублей;
    3. Ежемесячная выплата. С 1.02.2019 максимальная сумма начисления – 2701,2 рублей.

    Выплата или льгота Размер Скидка на оплату жилья госфонда 50% Льгота на коммунальные услуги (даже если помещение не в собственности) 50% Скидка на топливо при отсутствии центрального отопления 50% Получение наследства Ребенку положена доля, даже если его нет в завещании. Ее размер — ½ части, которая могла перейти к инвалиду по закону.

    Транспортные льготы Бесплатный проезд до места лечения и обратно ребенка и сопровождающего. Скидка 50% на междугородние рейсы. Налоговый вычет родителям Родителю (усыновителю) — 12 тысяч рублей; Опекуну — 6 тысяч рублей.

    Поправки в законодательство, касающиеся учебы ребят с ограничениями по здоровью, внесены в 2012 году. Так, теперь ст. 79 ФЗ № 273 обязывает общеобразовательные учреждения организовывать процесс с учетом индивидуальной программы реабилитации молодого гражданина с инвалидностью. Учеба должна проходить на принципах инклюзивности и адаптивности.

    Права инвалидов на обучение и иные преференции гарантированы в следующих законах:

    1. № 273-ФЗ от 29.12.12.
    2. № 181-ФЗ от 24.11.1995;

    Подсказка: инклюзивное обучение — это организация учебного процесса с учетом потребностей каждого ребенка в общеобразовательных организаиях.

    Кроме того, Российская Федерации присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. Данный международный документ требует от участников договора:

    1. включения всех детей с инвалидностью в полный общеобразовательный процесс в пределах их возможностей;
    2. организации для них доступного обучения по месту проживания;
    3. принятия индивидуальных мер поддержки и социализации.
    4. обеспечения разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности;

    Скачать для просмотра и печати: Преимущественное право зачисления на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджета в пределах установленной особой квоты учреждения высшего образования. Государственная повышенная социальная стипендия.

    Бесплатные подготовительные курсы федеральных государственных вузов. Вступительные испытания для абитуриентов-инвалидов проводятся в отдельной аудитории с особыми условиями, их продолжительность может увеличиваться до 1,5 часа.

    Можно использовать на экзаменах и вступительных испытаниях необходимые ученикам-инвалидам технические средства, учреждением должны соблюдаться особые материально-технические условия для комфортной учебы ребенка-инвалида. Государственный выпускной экзамен (ГИА) по всем учебным предметам по желанию ребенка и родителей проводится в устной форме; для глухих и слабослышащих, детей с тяжелыми нарушениями речи — напротив в письменной. Для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.

    Любые специальные условия обучения в соответствии с ИПРА (индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида). Все очень подробно — в приложении.

    Проблемой при исполнении прав и свобод, предусмотренных для инвалидов, выступает несовершенство законодательства. Многоуровневая система реализации — причина длительного и неполноценного выполнения гарантий.

    1. Необустроенность сооружений, территорий. Это создает сложности при передвижении, лишает человека с ограниченными возможностями самостоятельности;
    2. Слабая профессиональная подготовка и проблемы с трудоустройством;
    3. Проблема адаптации в обществе. Сохранение негативного восприятия инвалида, как неполноценного и бесполезного человека.
    4. Недостаточность материального обеспечения таких семей, медицинских льгот. Большинство процедур, лекарств для ребенка родители оплачивают сами, чтобы не упустить время. Бесплатный план реабилитации часто недостаточен и требует дополнений;
    5. Трудности образования. Коррекционных учреждений мало, в них часто не хватает мест или они значительно удалены от места проживания инвалида. Обычные школы, колледжи, вузы не располагают необходимым оборудованием и специально обученными педагогами;

    Для комфортной жизни и счастливого детства ребенку-инвалиду требуется совместная помощь родителей, медицинских работников, учителей, общества.

    Совершенствуя законодательство о правах таких детей, государство создает благоприятную среду для их физического и духовного развития.

    Всесторонняя поддержка позволит избавить ребенка и его семью от большинства ограничений и изоляции от общества.

    В Российской Федерации на законодательном уровне утверждено правило о всеобщем среднем образовании.

    Это означает, что власти обязаны предпринимать шаги для организации учебного процесса для всех детей, в число которых входят дети с ограничениями по здоровью. Организация учебы детей-инвалидов проверяется органами прокуратуры.

    За нарушение законодательства в этом вопросе директор школы может подвергнуться наказанию. В Российской Федерации установлены преференции и льготы для инвалидов.

    Родители детей с ограничениями по здоровью могут рассчитывать на следующие привилегии:

    В настоящее время существуют две принципиально значимые проблемы, касающиеся организации обучения ребят с инвалидностью. Они таковы:

    1. учреждения располагаются в многоэтажных зданиях, а ребята с физическими ограничениями не всегда могут подняться в кабинет по лестнице.
    2. дверные проемы слишком узки для колясочников;
    3. Недостаточность бюджетных средств. Длительное время власти не уделяли должного внимания развитию удобной для людей с ограничениями организма инфраструктуры. Это привело к необходимости перестройки учебных заведений:
      • в зданиях отсутствуют пандусы;
      • дверные проемы слишком узки для колясочников;
      • учреждения располагаются в многоэтажных зданиях, а ребята с физическими ограничениями не всегда могут подняться в кабинет по лестнице.
    4. в зданиях отсутствуют пандусы;

    Внимание: власти выделяют средства для реконструкции зданий учебных заведений. Новые сооружения строятся по проектам, учитывающим потребности инвалидов.

    Но работа ведется медленно.

    1. низкой самооценки;
    2. Формирование толерантного отношения в подростковой среде к людям с инвалидностью. Нарушение здоровья вызывает неприятие у детей и подростков. Часто дети-инвалиды сталкиваются с негативным отношение со стороны сверстников. Это приводит к развитию у них:
      • неуверенности в себе;
      • низкой самооценки;
      • депрессивного состояния.
    3. депрессивного состояния.
    4. неуверенности в себе;

    Первая проблема решается солидарными усилиями федеральных и местных органов власти. Учебным заведениям выделяются деньги для проведения соответствующей реконструкции.

    Для инвалидов создаются специализированные:

    1. детские сады;
    2. группы в дошкольных учреждениях;
    3. школы.

    Решение второй проблемы занимает больше времени. На уровне государства проводится следующая работа:

    1. поддерживаются общественные организации и волонтерские группы;
    2. выделяются средства для привлечения молодых людей с физическими ограничениями к общественной деятельности;
    3. готовятся специалисты;
    4. формируется толерантное отношение к инвалидам у детей и подростков.

    Вывод: полноценное развитие детей-инвалидов во много зависит от окружающих людей.

    Всем родителям необходимо в процессе воспитания своих детей уделять внимание вопросам толерантного отношения к сверстникам, страдающим нарушениями здоровья.

    Задача по полноценному участию инвалидов в социальной жизни является общегосударственной. Решить ее власти самостоятельно не смогут. Необходима поддержка широких слоев общественности.

    Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

    Видео (кликните для воспроизведения). Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!