×
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Главная - Другое - Жидкостная система охлаждения машины

Жидкостная система охлаждения машины

Жидкостная система охлаждения машины

Устройство системы охлаждения двигателя. Основные части


ОГЛАВЛЕНИЕ Система охлаждения двигателя состоит из следующих основных частей:

  1. термостата
  2. вентилятора
  3. насоса охлаждающей жидкости
  4. радиатора
  5. подающих магистралей
  6. расширительного бачка

Система охлаждения двигателя дает возможность быстрого прогрева двигателя и предохраняет его от перегрева, поддерживая оптимальную температуру.

Радиатор соединен трубкой с расширительным бачком.

Горловину радиатора закрывает пробка, оснащенная предохранительным клапаном, сбрасывающем излишек нагретой жидкости из радиатора в расширительный бачок, а также впускной клапан, дающий возможность возврата жидкости в радиатор в случае снижения температуры двигателя. У пробки в положении «закрыто» выступы должны прилегать к бачку.

Уровень жидкости проверяется на расширительном бачке. В случае снижения уровня жидкости ниже метки «LOW», необходимо ее долить столько, чтобы уровень поднялся до отметки «FULL». Насос охлаждающей жидкости, установленный в передней части корпуса двигателя, приводится в движение зубчатым ремнем механизма газораспределения.

Рис. Составные части системы охлаждения в машине (радиатор, расширительный бачок, вентилятор): 1 — радиатор, 2 — пробка радиатора, 3,4,5 — элементы крепления, 6 — кожух вентилятора, 7 — крыльчатка вентилятора, 8 — двигатель вентилятора, 9 — расширительный бачок, 10 — трубка, соединяющая радиатор с расширительным бачком Рис. Составные части системы охлаждения (магистрали подачи жидкости): 1 — крышка термостата, 2 — прокладка крышки, 3 — термостат, 4 — подводящий шланг радиатора, 5 — отводящий шланг радиатора, 6 — подводящий шланг двигателя, 7 — приемный патрубок двигателя, 8 — прокладка, 9 — подводящий шланг радиатора обогревающего устройства, 10 — отводящий подводящий шланг радиатора обогревающего устройства.

В жидкостных системах охлаждения поршневых двигателей циркулирует по замкнутому контуру, а тепло рассеивается в окружающую среду с помощью обдуваемого воздухом радиатора.

Основные части жидкостной системы охлаждения:

  1. Радиатор системы охлаждения (3) обычно имеет пластинчатую структуру, которая обдувается снаружи потоком воздуха. Обычно для изготовления радиатора используют алюминий, но могут применить и другие материалы хорошо проводящие тепло. К примеру, для изготовления масляных радиаторов не редко применяют медь.
  2. Расширительный бак содержит запас охлаждающей жидкости. С атмосферой расширительный бак сообщается через клапан, поддерживающий избыточное давление охлаждающей жидкости при работе, что позволяет двигателю работать при большей температуре, не допуская кипения охлаждающей жидкости. В старых моделях автомобилей часто расширительные бачки отсутствовали и запас охлаждающей жидкости находился в верхнем бачке радиатора. С распространением антифризов на основе этиленгликоля использование расширительного бака стало обязательным, т.к. при нагреве специальная жидкость имеет свойство расширяться.
  3. Насос охлаждающей жидкости, или помпа (5) — обеспечивает циркуляцию жидкости по контуру охлаждения. В некоторых двигателях, например мини-тракторов, может применяться термосифонная система охлаждения — то есть система с естественной циркуляцией охлаждающей жидкости, в которой этот насос отсутствует. Может приводиться в движение либо через ременную передачу от вала двигателя, либо от отдельного электродвигателя.
  4. Вентилятор (4) необходим для нагнетания дополнительного воздуха для обдува радиатора, в том числе во время остановок и при движении на малой скорости. В старых моделях автомобилей вентилятор приводили в движение от вала двигателя с помощью ременной передачи, но в современных автомобилях, за исключением крупных грузовиков, он работает от электродвигателя.
  5. Термостат (2) — предназначен для поддержания рабочей температуры двигателя. Термостат перенаправляет охлаждающую жидкость по малому кругу — в обход радиатора, если температура не достигла рабочей.
  6. Рубашка охлаждения (1) представляет собой полость, огибающую части двигателя, требующие охлаждения. Циркулирующая по рубашке охлаждения жидкость отбирает у них тепло и переносит его к радиатору.

Tags:

Как работает система охлаждения двигателя

СодержаниеСистема охлаждения двигателя автомобиля разработана для того, чтобы избежать перегрева ДВС. Во время работы двигатель непрерывно производит тепло и преобразует его в мощность.

Это тепло получается при сжигании топлива в двигателе.

Но в мире нет двигателя, который был бы на 100% эффективен.

Всегда остается некоторое количество тепловой энергии, которая теряется в процессе работы.

Если не передать ее в атмосферу, это тепло будет перегревать двигатель, что приведет к его заклиниванию.

При заклинивании из-за перегрева поршень расплавляется внутри цилиндра.

Во избежание этой проблемы в автомобиле и стоит система охлаждения.По сути это система, интегрированная с двигателем.

Она отводит избыточное тепло с помощью специальной жидкости.В системе жидкостного охлаждения двигатель окружен водяными рубашками.

С помощью насоса эта вода циркулирует в этой водяной рубашке.Вода, текущая в этих рубашках, отводит тепло от двигателя.

Эта горячая вода затем течет через радиатор, где охлаждается от холодного тепла, выдуваемого через вентилятор.В этой системе вода отбирает тепло у двигателя, и охлаждается воздухом, а затем снова циркулирует в двигателе.Это косвенный процесс охлаждения, когда фактическое охлаждение, то есть воздух, не охлаждает систему напрямую. При этом воздух охлаждает воду, а вода охлаждает двигатель.Система жидкостного или непрямого охлаждения используется в больших двигателях, в таких как легковые и грузовые автомобили.

  • Компактный дизайн.
  • Может использоваться как на малых, так и на больших двигателях.
  • Двигатель может быть установлен в любом месте автомобиля.
  • Обеспечивает равномерное охлаждение двигателя.
  • В ней водяная рубашка становится еще одной частью двигателя.

    При этом в случае выхода из строя системы охлаждения двигатель может получить серьезные повреждения.

  • Она требует регулярного технического обслуживания и, таким образом, создает дополнительные расходы на обслуживания.

В системе прямого охлаждения двигатель охлаждается непосредственно с помощью воздуха, проходящего через него. Это такая же система охлаждения, которая используется для мотоциклетных двигателей.В ней воздух находится в непосредственном контакте с двигателем, следовательно, она также известна как система прямого охлаждения.Система воздушного охлаждения используется для небольших двигателей, таких как велосипеды, газонокосилки и т.

д.

  • Двигатель не подвержен заморозкам.
  • Это автономное устройство, так как оно не требует радиатора, жатки, резервуаров и т.д.
  • Установка системы воздушного охлаждения проста.
  • Ремонт легко в случае повреждений.
  • Отсутствие громоздкой системы охлаждения облегчает обслуживание системы.
  • Конструкция двигателя становится проще.
  • Нет опасности утечки охлаждающей жидкости.
  • Их можно использовать только в местах, где температура окружающей среды ниже.
  • Вентилятор, если он используется, потребляет почти 5% , вырабатываемой двигателями.
  • Производят больше аэродинамического шума.
  • Более низкие максимально допустимые коэффициенты сжатия.
  • Более высокая рабочая температура по сравнению с двигателями с водяным охлаждением.
  • Охлаждение не равномерное.
  • Удельный расход топлива выше.

Она должна быть способна отводить около 30% тепла, выделяемого двигателем, при этом поддерживая оптимальную рабочую температуру.Она должна отводить тепло с большей скоростью, когда двигатель горячий, и снимать двигатель с меньшей скоростью, когда двигатель холодный.Примечание: двигатели в автомобилях повышенной проходимости и внедорожниках необходимо охлаждать по крайней мере по двум причинам.

Одна основана на температуре горящих газов в цилиндрах, превышающей температуру плавления материала блока и цилиндров.Если не убрать тепло, двигатель может выйти из строя.

Вторая причина – поддержание оптимальной температуры двигателя помогает поддерживать его эффективную работу (подумайте об экономии топлива) и оптимизирует объемную эффективность (подумайте о лошадиных силах).

В то время как существуют разные типы радиаторов, распространенный тип называется радиатором с зазубренной трубкой.

Он состоит из трубок (для переноса жидкости), к которым прикреплены кольца или ребра для рассеивания тепла.Горячая вода подается по трубам в верхний резервуар (верх радиатора) с помощью водяного насоса. Охлажденная вода направляется из нижнего резервуара (нижняя часть радиатора) обратно в двигатель для циркуляции через блок двигателя через небольшие каналы.Жидкость, проходящая через блок двигателя, помогает отводить тепло, в дополнение к дополнительному воздуху, пропускаемому через него вентилятором и при движении.Водяной насос обычно устанавливается в передней части двигателя и приводится в движение ремнем.
Охлажденная вода направляется из нижнего резервуара (нижняя часть радиатора) обратно в двигатель для циркуляции через блок двигателя через небольшие каналы.Жидкость, проходящая через блок двигателя, помогает отводить тепло, в дополнение к дополнительному воздуху, пропускаемому через него вентилятором и при движении.Водяной насос обычно устанавливается в передней части двигателя и приводится в движение ремнем.

Нижняя часть радиатора (нижняя емкость) соединена со стороной всасывания насоса.Шпиндель насоса приводится в движение ремнем, который соединяется со шкивом, установленным на конце коленчатого вала.

Назначение насоса — просто извлекать горячую и впрыскивать более холодную жидкость (часто смесь воды и охлаждающей жидкости на основе спирта).Вентилятор радиатора прикрепляется с помощью шкива и ремня.

Скорость его вращения определяется частотой вращения двигателя и механической конструкцией механизма шкива / ремня.Вентиляторы различаются по многим параметрам, включая материал, из которого они состоят, и способ их изготовления или сборки, по диаметру, количеству лопастей, длине лопасти, шагу лопасти и типу ступицы. Материалы включают нейлон или пластик, металл и гибридные материалы, например, вентилятор Horton HTEC (термореактивный композит).

Формованные вентиляторы являются наиболее распространенными и интенсивно используются как на дорогах, так и вне дорог.

Они изготавливаются из пластика или нейлона и имеют цельный дизайн.Модульные вентиляторы обычно используются в условиях бездорожья и обеспечивают значительную гибкость конструкции. При этом в одной и той же втулке могут использоваться различные длины лезвий, их шаг, конфигурации и материалы для оптимизации производительности.

Различные варианты ступиц увеличивают их пригодность для многих применений.Металлические вентиляторы используются в внедорожных транспортных средствах, а также в транспортных средствах, предназначенных для дорог. Прочные и относительно легкие, они могут быть изготовлены по индивидуальному заказу с учетом точных требований к воздушному потоку, размеру, длине лопасти, ширине лопасти, типу кожуха, зазору наконечника, диапазону скоростей передаточного числа вентилятора и другим факторам.

Поделитесь статьей:Вас также может заинтересовать:

Система охлаждения двигателя — принцип работы

13 января 20211,4 тыс.

прочитали1,5 мин.3,3 тыс. просмотров публикацииУникальные посетители страницы1,4 тыс. прочитали до концаЭто 44% от открывших публикацию1,5 минута — среднее время чтенияПоддержание оптимальной температурной среды необходимо для стабильного функционирования и долгой эксплуатации ДВС.

От этого также зависят эффективность масла, обогрев салона, газовая рециркуляция, работа коробки и турбонадува. Система обеспечивает оптимальный тепловой режим даже при 45 градусах Цельсия, дает мотору быстро нагреваться до рабочей нормы и способствует минимальному расходу мощности на “включение” отдельных элементов и пр.Узнайте стоимость диагностики двигателя онлайн за 3 минутыНе тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами!Для обеспечение нормальной “охлаждающей” деятельности необходим блок управления. Она учитывает температуру окружающей среды, смазки, рабочей жидкости и пр.

После математической оценки различных параметров подаются команды, а также производится регулировка для компенсации отклонений.

Элементы узла перечислены ниже:

  1. радиаторы (трубчатый, масляный, газовый);
  2. термостат (регулирует объем раствора в радиаторе, вариант с электрическим подогревом позволяет использовать три его рабочих положения);
  3. отопительный теплообменник (позволяет использовать тепло из воздуха для последующего обогрева);
  4. насос (необходим для циркуляции жидкости);
  5. рубашка охлаждения мотора (магистрали для жидкости, проходящие через цилиндрический блок и головку блока ДВС);
  6. бачок расширителя (компенсирует изменение объема воздушной массы);
  7. система управления (в том числе датчики).
  8. вентилятор (возможно механическое, гидравлическое или электрическое приводное устройство);

Как работает ЭБУ охлаждения двигателя? Температурный сенсор посылает в блок управления электрический сигнал, опираясь на тепловые данные.При необходимости на выходе радиатора монтируют дополнительное считывающее устройство.Блок реагирует на сигналы, подключая различные части агрегата.

Автоматизацию работы обеспечивает специальная программа, обрабатывающая сигналы и отслеживающая настройки.

Здесь также могут “привлекаться” реле (послеостановочного охлаждения и вспомогательного насоса), нагреватель термостата и “мозги” радиаторного вентилятора. Температура мотора регулируется за счет хладагента с воздухом.

Основываясь на этом, разделяют три вида процессов:

  1. жидкостный (выполняется принудительно или благодаря разнице плотности холодного и горячего растворов, комбинированный вариант неэффективен при включенном моторе/+40 градусах Цельсия за окном);
  2. воздушный (обдув вытесняет из-под капота теплый воздух, происходит естественным путем или при помощи вентилятора, как самостоятельный “охладитель” не используется — низкая эффективность);
  3. комбинированный (включает “воздушный” и “жидкий” контуры одновременно).

Системы охлаждения двигателя на основе раствора бывают открытыми или закрытыми.В первых участвует большее количество хладагента (высокая температура кипения). Во втором случае пароотводная трубка обеспечивает взаимодействие с атмосферой. Рассмотрим комбинированный способ, так как он самый популярный из-за своей эффективности.

При запуске ДВС включается насос, который перекачивает жидкость через малый контур. После прогрева мотора начинает работать термостат, активируя большой “холодный” контур. Раствор “омывает” узлы двигателя и расширяется из-за нагрева.

Доля жидкости попадает в бачок.

В результате компенсируется лишний объем жидкости (это не зависит от давления). Проходя через радиатор системы охлаждения двигателя автомобиля, антифриз теряет температуру, “перетекая” на новый цикл. При недостаточности работы такого алгоритма специальный датчик передает сигнал на управляющий блок, чтобы запустить вентилятор.

В случае, когда такая мера не помогает, на “приборке” загорается лампочка перегрева мотора.Рециркулирующие радиаторы, синхронизирующие температуру смазки и выхлопа, присутствуют не всегда.

А жаль — при наличии подобных агрегатов эксплуатация авто становится безопаснее и экономичнее. Если автомобиль комплектуется турбонадувом, конструкция включает допконтур для снижения воздушной температуры. Сначала для этих целей использовали деионизированную или дистиллированную воду. Сегодня этого недостаточно: в современных авто рабочий температурный диапазон шире.

Сегодня этого недостаточно: в современных авто рабочий температурный диапазон шире.

Еще один недостаток “прародителей” антифриза — отсутствие антикоррозийного свойства.

В настоящее время спец. средства содержат присадки, обеспечивающие необходимые технические характеристики рабочего раствора, например:

  1. ингибиторы коррозии.
  2. этиленгликоль;

При жидкостной системе охлаждения двигателя допустимо добавление чистой воды в экстренном случае. После этого рекомендуем заменить хладагент на качественный, чтобы не допустить перегрева и окисления составных элементов.Помните о регулярном ТО.

Чаще всего производители рекомендуют проводить плановую замену каждые 70-100 тыс.

км пробега. Опытные автолюбители советуют регулярно измерять уровень антифриза. Это делают на холодном ДВС. Нормой считается уровень нижнего края трубки расширительного бачка. Для ориентира есть пометки “минимум” и “максимум”.

Если после долива уровень быстро падает, потеряна герметичность. Необходим ремонт или замена запчастей.Этот элемент используется при “воздушном” варианте.

Тепло от цилиндрического блока и головки “переходит” обдувающему воздуху.

Через рассматриваемое устройство при помощи вентилятора прогоняется холодная воздушная масса.

Это происходит благодаря связи с коленчатым валом при участии ременной передачи. Чтобы улучшить теплоотвод, цилиндры с головками снабжают “ребрами”.

Заслонки, управляемые термостатами, регулируют интенсивность процесса.

Такой вариант используют реже, предпочитая “жидкостный” аналог.

Агрегатор предлагает автовладельцам инструменты для решения вопросов любой сложности:

  1. оценки и отзывы пользователей (дают возможность проанализировать качество услуг, предоставляемых партнерскими СТО);
  2. интерактивная карта (для быстрого определения подходящего по расположению варианта — актуально для России, Беларуси и Казахстана);
  3. онлайн-заявка (оформляя запрос через специальный бланк, вы получаете отклики в течение нескольких минут) и пр.

Зачем нужно охлаждение двигателя и как это работает

» Автор admin На чтение 7 мин. Просмотров 1.6k. Принцип работы (далее — ДВС) представляет собой строгую очередность микровзрывов горючей смести в цилиндрах. Соответственно повышается и температура двигателя, которая становится критической.

Подобные процессы неминуемо приводят к выходу из строя силового агрегата любого транспортного средства.

Именно поэтому во всех современных ДВС обязательно применяется система охлаждения.

Основное назначение системы охлаждения и бензинового, и дизельного ДВС сводится к принудительному отводу тепла от деталей двигателя, которые нагреваются в процессе его работы, и поддержанию его рабочего температурного режима. Помимо данной функции, система охлаждения автомобиля выполняет и ряд иных сопутствующих задач:

  • охлаждение ;
  • нагрев воздуха для отопления салона;
  • охлаждение смазки в коробке передач (при АКПП).
  • ускорение до рабочей температуры;
  • охлаждение выхлопных газов (при применении рециркуляции);
  • охлаждение воздуха (при турбонаддуве);

В зависимости от принципа действия и способа функционирования принято различать следующие системы охлаждения:

  1. жидкостную (основанную на отводе тепла потоком жидкости);
  2. комбинированную (сочетающую в себе принцип действия жидкостной и воздушной систем).
  3. воздушную (базирующуюся на охлаждении воздушным потоком);

Подавляющее большинство ДВС имеют жидкостную систему охлаждения (закрытого типа), использующую принцип принудительной циркуляции.

Именно она, с одной стороны, способно обеспечить максимально эффективное охлаждение, а с другой, — является более эргономичным и комфортным способом отвода избыточного тепла от двигателя. Устройство и принципиальная схема системы охлаждения двигателя (как дизельного, так и бензинового) включает в себя работу следующих компонентов:

  • соединительных патрубков и шлангов.
  • крана радиатора «печки»;
  • рубашек охлаждения блока цилиндров и головки блока;
  • радиатора с вентилятором (электрическим, механическим или гидравлическим);
  • циркуляционного (водяного) насоса («помпы»);
  • термостата;
  • радиатора отопителя («печки») с электрическим вентилятором;
  • расширительного бачка;

В качестве охлаждающей жидкости может использоваться вода, тосол, антифриз. Система охлаждения подавляющего числа автомобилей использует тосол, как более оптимальный вариант, из-за хорошего соотношения стоимости и функциональных характеристик.

Принцип функционирования системы охлаждения двигателя (и бензинового, и дизельного) весьма прост и основан на целенаправленной циркуляции охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость, забирая тепло у деталей двигателя (в рубашках охлаждения), под воздействием давления, создаваемого водяным насосом, начинает циркулировать по системе, осуществляя теплообмен. Первоначально движение жидкости осуществляется при закрытом термостате по малому кругу, то есть без работы радиатора.

Это делается для того, чтобы убыстрить процесс прогрева двигателя и доведения его до рабочей температуры.

После возврата жидкости в рубашки охлаждения процесс циркуляции продолжается. В том случае, когда температура достигает высоких показателей (в пределах 100 градусов), открывается термостат, и охлаждающая жидкость начинает двигаться по большому кругу, заходя в радиатор. Это сразу же остужает двигатель, ибо в систему охлаждения поступает жидкость, ранее не использовавшаяся (находившаяся в радиаторе).
Это сразу же остужает двигатель, ибо в систему охлаждения поступает жидкость, ранее не использовавшаяся (находившаяся в радиаторе). Сам радиатор охлаждается потоком атмосферного воздуха.

При дальнейшем нагреве двигателя (например, в летний период), когда жидкость не успевает остывать до необходимого температурного уровня, специальное устройство автоматически включает электрический вентилятор («ленивец»), дополнительно охлаждающий радиатор и частично двигатель.

Вентилятор работает до достижения необходимого уровня температуры жидкости, и специальное устройство выключает его. Механический вариант вентилятора, соединенный с коленвалом ременной передачей, работает в постоянно действующем режиме. При необходимости (например, в холодное время года) охлаждающая жидкость через открытый кран отопителя заходит в «печку», где с помощью радиатора, с одной стороны, дополнительно остывает, отдавая избыточное тепло, а с другой, — обогревает воздух в салоне автомобиля.

Если обратиться к пункту 2.3.1 ПДД и к «Перечню неисправностей…», с которыми ограничивается движение транспортных средств, то в них можно обнаружить полное отсутствие упоминаний о проблемах, связанных с системой охлаждения двигателя.

Это означает, что поломки системы не позиционируются в качестве неисправностей, с которыми запрещается движение.

А, следовательно, система охлаждения и ее ремонт – это личное дело каждого водителя, степень его комфорта на дороге. Каковы же основные «несерьезные» проблемы, которые может испытывать система охлаждения ДВС?

Во-первых, наиболее распространена негерметичность или течь охлаждающей жидкости. Причем, ее причины могут заключаться в смене уличной температуры (чаще – наступления сезона морозов). Среди популярных причин – и закоксованность патрубков и шлангов, которые под постоянным воздействием высокой температуры теряют эластичность.

Протекание охлаждающей жидкости обуславливается и физическими повреждениями основного радиатора и радиатора «печки», полученными либо химическим путем (например, реактивами, входящими в состав тосола), либо посредством механического воздействия (например, удара).

Во-вторых, не менее популярная неисправность – выход из строя (или заклинивание) термостата. Клапан термостата (устройство, находящееся в постоянном контакте с жидкостью), постепенно коррозирует.

В конечном счете, происходит его заклинивание, что исключает срабатывание в системе «открыто-закрыто».

Результаты подобного состояния термостата двояки:

  • при заклинивании в положении «закрыто» охлаждающая жидкость, напротив, двигается только по малому кругу (без использования радиатора), что обусловливает и может привести к необратимым изменениям в структуре металла, уменьшению ресурса силового агрегата и даже к его поломке.
  • при заклинивании в положении «открыто» охлаждающая жидкость двигается только по большому кругу (с постоянным использованием радиатора), что приводит к слабому и длительному прогреву двигателя и, соответственно, плохой обогреваемости салона автомобиля;

В-третьих, серьезной неприятностью представляется поломка циркуляционного насоса (или «помпы»). Чаще всего эта неисправность связана с выходом из строя подшипника «помпы» — ее основной детали.

Причины банальны – износ или некачественная запчасть.

Спрогнозировать поломку затруднительно, но уловить начало нестандартной работы «помпы» более чем возможно – по характерному свистящему звуку подшипника. Он означает, что циркуляционный насос требует немедленной замены.

В-четвертых, при определенных условиях возможно засорение системы охлаждения двигателя.

Причинами подобного состояния является, как правило, отложение солей в каналах системы охлаждения (радиатора, блока, головки блока).

При этом нарушается циркуляция охлаждающей жидкости и отвод излишнего тепла от двигателя и его деталей ухудшается.

В конечном счете, это приводит к перегреву двигателя со всеми вытекающими отсюда последствиями. Контроль за состоянием системы охлаждения – это необходимое условие комфортного движения на транспортном средстве. Несмотря на то, что неисправности указанной системы не запрещают эксплуатации автомобиля, водитель должен понимать опасность перспективы выхода ее из строя.

Перегрев двигателя, более чем возможный в теплое время года, и недостаточный обогрев салона автомобиля в зимнюю пору приводит к необходимости ремонта, порой весьма дорогостоящего.

Соблюдение элементарных правил эксплуатации системы охлаждения двигателя позволит избежать, вовремя предупредить или минимизировать воздействие неисправностей на нормальную работу автомобиля. Расширительный бачок служит для визуального контроля за уровнем жидкости в системе охлаждения. Дело в том, что объем системы охлаждения постоянен, а вот объем жидкости изменяется в зависимости от условий эксплуатации.

При понижении или повышении уровня охлаждающей жидкости (указанного на расширительном бачке) необходимо корректировать ее количество в системе.

Постоянное понижение уровня охлаждающей жидкости чаще всего связано с ее протеканием.

Многочисленные соединения патрубков с элементами системы охлаждения, коррозия основного радиатора или радиатора «печки» приводят к постоянному уменьшению уровня жидкости в расширительном бачке. Диагностирование проблемы связано с обнаружением темных пятен на узлах и агрегатах, расположенных в моторном отсеке, мокрым следам на проезжей части, а также по характерному сладковато-приторному запаха тосола.

Более серьезный характер носит обнаружение следов тосола на масляном щупе, что приводит к дорогостоящему ремонту двигателя.
Перегрев может быть связан с несколькими причинами:

  • недостаточным уровнем жидкости в системе.
  • заклиниванием термостата в положении «закрыто»;
  • засорением каналов системы;

А вот недостаточный нагрев двигателя автомобиля свидетельствует исключительно о заклинивании термостата, который работает только в положении «открыто». Подведем итог. Система охлаждения двигателя выполняет функции отвода излишнего тепла от силового агрегата, образовавшегося в процессе работы, и поддержания нормального (рабочего) режима его эксплуатации.Мне нравится1Не нравится Вечный учет автомобиля — при покупке эта фраза звучит 1.4k.

Почему может шипеть вакуумный усилитель тормозов. 1.4k. Каким образом можно проверить герметичность интеркулера.

2.1k. Нужно ли использовать для обкатки двигателя какие-то 1.3k. После серьезного перегрева двигателя машина может не 1.6k. Обычно производители указывают в технической документации 136k.

Людей всегда интересует все самое-самое, и автомобили 35.9k.

В этой статье мы попытались воедино собрать данные 26.9k.

Дорогие автомобили призваны показывать статус владельца 22.4k.

Каким должно быть давление воздуха в автомобильных шинах. 21k. Система охлаждения в отечественных автомобилях, таких1.1k. Мы уже обращались к проблеме закипевшего двигателя163 Неисправный термостат может доставить владельцу автомобиля61 Термостат играет важную роль в правильной работе системы94 Многие ли из владельцев автомобилей знают, что давление3.1k.

Еще один довольно распространенный миф среди автовладельцев428 Течь радиатора проблема весьма распространенная и довольно163 Без правильно работающей системы охлаждения, которая451 © 2021 Устройство автомобиля Мы используем файлы cookie для удобства посетителей. Продолжая использовать сайт вы с этим соглашаетесь

Устройство и принцип работы системы охлаждения двигателя

» » Помимо главной функции отвода тепла от основных узлов двигателя автомобиля, система охлаждения решает ряд дополнительных задач.

Фактически она участвует в работе , отопления салона, выхлопа и рециркуляции отработавших газов, турбонаддува и коробки передач. О том, как она устроена, а также в чем заключается принцип работы охлаждающей системы и пойдет речь далее.Регулирование температуры автомобильного двигателя может осуществляться при помощи охлаждающей жидкости (антифриза, ОЖ) и посредством циркуляции воздуха. Исходя из этого различают три вида систем:

  1. Воздушная. Физически представляет собой обдув, благодаря которому происходит вытеснение горячего воздуха из подкапотного пространства в атмосферу. Воздушное охлаждение может быть естественным и принудительным (с использованием вентилятора). В силу низкой эффективности как самостоятельная система практически не применяется.
  2. Комбинированная. Представляет собой использование и воздушного обдува, и жидкостных контуров.
  3. Жидкостная. Представляет собой систему трубчатых контуров, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Жидкостное охлаждение может быть принудительным (перекачка насосом), термосифонным (за счет разности в плотности нагретой и охлажденной жидкостей) и комбинированным (охлаждение головки блока цилиндров осуществляется принудительно, а остальные узлы термосифонным принципом). Такая система более эффективна в сравнении с воздушной, но при определенных режимах работы (длительный простой с включенным двигателем, повышенные температуры окружающей среды) может быть недостаточной для качественного охлаждения.

Системы охлаждения на основе жидкости также разделяются на открытые и закрытые.

Первые имеют сообщение с атмосферой при помощи пароотводной трубки, а во вторых жидкость полностью изолирована от окружающей среды. В закрытых системах давление антифриза больше, а следовательно, выше и температура кипения. Это позволяет использовать их при высоких температурах нагрева жидкости (до 120°C).Наиболее популярной в современных автомобилях является комбинированная система охлаждения двигателя с принудительной циркуляцией воздуха и жидкости.

Она состоит из следующих элементов:

  1. Радиатор системы охлаждения.
  2. Радиатор печки.
  3. Рубашка системы охлаждения (система каналов в блоке цилиндров).
  4. Насос (помпа).
  5. .
  6. Термостат.
  7. Радиатор (опционально).
  8. Расширительный бачок.
  9. Масляный радиатор (опционально).
  10. Малый и большой охлаждающие контуры.
  11. Датчик температуры.

В момент запуска двигателя насос начинает перекачку жидкости по малому контуру.

Когда двигатель нагревается до рабочей температуры, срабатывает и открывает второй (большой) контур охлаждения. Проходя через узлы мотора, охлаждающая жидкость нагревается и расширяется. При увеличении температуры часть жидкости поступает в расширительный бачок.

Это позволяет компенсировать излишний объем, независимо от того, какое давление установилось в системе.Проходя через участок радиатора системы охлаждения, антифриз вновь остывает и возвращается на новый цикл. Если этот режим снижения температуры оказывается недостаточным, срабатывает температурный датчик, передающий сигнал блоку управления двигателя и запускающий вентилятор воздушного охлаждения.

Если и его оказывается недостаточно, на приборную панель (индикатор) поступает сигнал о перегреве двигателя.Масляный радиатор и радиатор рециркуляции отработавших газов может присутствовать не во всех системах охлаждения. Они необходимы для синхронного снижения температуры смазки и выхлопа, что делает эксплуатацию автомобиля более безопасной и экономичной.

В автомобилях с также может присутствовать еще один охлаждающий контур для снижения температуры воздуха наддува.Радиатор системы охлаждения ДВС состоит из следующих элементов:

  1. Нижний бачок. Оснащен патрубком для крепления шланга отвода жидкости.
  2. Крепления.
  3. Верхний бачок. Оснащен заливной горловиной с герметичной пробкой, а также патрубком для установки шланга, подводящего антифриз. В горловине выполнено отверстие для установки пароотводящей трубки. Последняя имеет паровой клапан, который открывается в случае закипания.
  4. Сердцевина. Она может быть трубчатой (вертикальные трубки овального или круглого сечения, объединенные тонкими горизонтальными пластинами), пластинчатой (изогнутые пары пластин, спаянные по краям) и сотовой (спаянные трубки с сечением в виде правильного шестиугольника).
  5. Воздушный клапан. Он необходим для наполнения радиатора воздухом после остановки двигателя. Когда охлаждающая жидкость полностью остывает, без подачи дополнительного объема воздуха в системе может возникнуть сильное разрежение, провоцирующее сдавливание трубок.

Принцип работы радиатора основан на многоуровневой циркуляции воздуха в его сердцевине, что делает снижение температуры охлаждающей жидкости, проходящей через него, более интенсивным.Наиболее эффективными являются радиаторы пластинчатого типа, но они подвержены быстрому загрязнению, а потому самой популярной конструкцией стали трубчатые.Температурный датчик позволяет контролировать состояние системы. Определить, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости просто: как правило, он расположен в канале головки блока цилиндров.

Он представляет собой терморезистор в герметичном корпусе, который может быть изготовлен из бронзы, пластика и латуни. На корпусе имеется резьба для установки в канал.Принцип работы датчика основан на следующем эффекте: при повышении температуры сопротивление чувствительного элемента снижается, а при ее уменьшении увеличивается. Показатель сопротивления передается на электронный блок управления двигателем.

Чтобы при этом данные состояния охлаждающей жидкости были точными, датчик должен быть полностью погружен в нее. При температуре 100°C сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости должно быть порядка 177 Ом. С учетом погрешностей измерения допускается показатель сопротивления 190 Ом.

Если же отклонения больше допустимых, датчик необходимо заменить.В некоторых моделях автомобилей может быть предусмотрено два датчика температуры.

Один отвечает исключительно за включение вентилятора радиатора, а второй представляет собой датчик указателя текущей температуры охлаждающей жидкости.В роли рабочей жидкости в системах охлаждения изначально применялась дистиллированная или деионизированная вода. Однако для современных двигателей она не обеспечивает нужный диапазон рабочих температур.

Помимо этого, она склонна к коррозионной активности в отношении металлов, что снижает срок эксплуатации системы охлаждения. Для устранения этих недостатков в качестве охлаждающей жидкости сегодня применяются составы со специальными присадками (этиленгликоль, ингибиторы коррозии), что повышает характеристики всей системы. Чаще всего используется антифриз, который имеет более низкий порог замерзания.При возникновении ситуации, когда требуется экстренный долив охлаждающей жидкости, можно использовать обычную чистую воду.

Однако для корректной работы системы при первой возможности такой раствор необходимо заменить на качественный антифриз.Замена охлаждающей жидкости проводится каждые 60-100 тысяч километров пробега.

В охлажденном состоянии (при выключенном двигателе) ее количество должно быть на уровне нижнего края патрубка расширительного бачка охлаждающей системы. Для удобства на нем выполнены отметки “Min” и “Max”. Когда количество жидкости ниже минимальной отметки – выполняют долив.

Если после работы уровень вновь упал – это свидетельствует о разгерметизации системы.Значимость системы охлаждения двигателя не вызывает сомнений. А потому стоит регулярно проводить профилактический осмотр ее основных узлов. Это позволит избежать перегрева двигателя и возникновения критических поломок.